Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН


Об охране атмосферного воздуха

(с изменениями на 18 января 1985 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 мая 1999 года  на основании
Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ.
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года.

____________________________________________________________________

     

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды.

Научно-техническая революция, затрагивающая все стороны жизни общества, высокие темпы развития производства, рост городов, расширяющееся использование атмосферы и возрастающие масштабы воздействия человека на окружающую природную среду требуют повышения внимания к охране атмосферного воздуха.

Советское государство придает большое значение сохранению благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановлению и улучшению для обеспечения наилучших условий жизни советских людей их труда, быта, отдыха и охраны здоровья, дальнейшего развития материального производства и культуры.

Конституция СССР и Конституция РСФСР предусматривают, что в интересах настоящего и будущих поколений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, принимаются необходимые меры для сохранения в чистоте атмосферного воздуха. Советское государство проводит комплекс научно обоснованных технических, экономических, социальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение загрязнения атмосферного воздуха, других вредных воздействий на него, а также осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Советское законодательство призвано активно способствовать охране атмосферного воздуха.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства РСФСР об охране атмосферного воздуха

Задачами законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об охране атмосферного воздуха являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира, а также укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране атмосферного воздуха

Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране атмосферного воздуха состоит из Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха" и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране атмосферного воздуха.

Статья 3. Компетенция Союза ССР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха

В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" ведению Союза ССР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха подлежат:

1) определение общих мероприятий и установление основных положений в области охраны атмосферного воздуха;

2) разработка и утверждение общесоюзных планов по охране атмосферного воздуха;

3) установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него;

4) установление порядка разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на него;

5) установление единой для Союза ССР системы государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух;

6) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления;

7) решение других вопросов общесоюзного значения в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха".

Статья 4. Компетенция РСФСР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха

Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: установление порядка охраны атмосферного воздуха; разработка и утверждение республиканских планов по охране атмосферного воздуха; осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также решение других вопросов в области охраны атмосферного воздуха, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 5. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха

Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха вне пределов компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на атмосферный воздух; участие в планировании охраны атмосферного воздуха; осуществление государственного контроля за его охраной, а также решение других вопросов в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

Статья 6. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 7. Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов по государственному управлению в области охраны атмосферного воздуха

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах и порядке, установленных законодательством Союза ССР, настоящим Законом и иными актами законодательства РСФСР, на своей территории: обеспечивают разработку и проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха; участвуют в планировании охраны атмосферного воздуха; осуществляют государственный контроль за его охраной; принимают меры к улучшению благоустройства и озеленению территории населенных пунктов, а также решают другие вопросы по государственному управлению в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 8. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

Задания по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития.

Проекты планов по охране атмосферного воздуха, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 9. Обязательность выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха

Мероприятия, предусмотренные планами по охране атмосферного воздуха на территории автономных республик, краев, областей, крупных промышленных центров и в целом на территории РСФСР, в соответствии с законодательством Союза ССР подлежат выполнению как предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, так и предприятиями, учреждениями и организациями общесоюзных и союзно-республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.

Статья 10. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха

Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение охраны атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.

Граждане, оказывая содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха, участвуют в проведении необходимых работ, вносят предложения об улучшении охраны атмосферного воздуха, сообщают об известных им нарушениях требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года N б/н, - см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Обязанность государственных органов учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан по охране атмосферного воздуха

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.

(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года N б/н, - см. предыдущую редакцию)

Раздел II

МЕРЫ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 12. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферу. Эти нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей и охраны окружающей природной среды.

В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него являются едиными для всей территории СССР. В необходимых случаях для отдельных районов устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 13. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий. Эти нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" указанные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 14. Регулирование вредных воздействий на атмосферный воздух при отсутствии нормативов

Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым на определенный срок специально уполномоченными на то государственными органами. В течение этого срока должен быть установлен соответствующий норматив предельно допустимого вредного воздействия и проведены необходимые мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Статья 15. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения устанавливается Советом Министров СССР.

Статья 16. Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

Статья 17. Осуществление мер по охране атмосферного воздуха при аварийной ситуации

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

Статья 18. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями

При получении предупреждения о возможном повышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями предприятия, учреждения и организации обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу.

Статья 19. Ограничение, приостановление, запрещение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, а также когда возникает угроза здоровью населения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 20. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, самолетами, другими передвижными средствами и установками

Министерства, государственные комитеты и ведомства, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок, обязаны разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ этими средствами и установками.

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными и иными передвижными средствами и установками, не должно превышать нормативов предельно допустимых выбросов.

Статья 21. Контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ транспортными и иными передвижными средствами и установками, находящимися в эксплуатации

Все транспортные и иные передвижные средства и установки, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Правила контроля за соблюдением указанных нормативов в соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Статья 22. Запрещение производства и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы

Не допускаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Статья 23. Регулирование вредных физических воздействий на атмосферу

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»