КОНВЕНЦИЯ
о мирном решении международных столкновений

     

Раздел I. О сохранении всеобщего мира

Статья 1


С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между Государствами, договаривающиеся Державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий.

Раздел II. О добрых услугах и посредничестве

     
Статья 2


Договаривающиеся Державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде  чем  прибегнуть  к  оружию, обращаться,  насколько  позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных Держав.

Статья 3


Независимо от этого обращения, договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы одна или несколько Держав, не причастных столкновению, по собственному почину предлагали находящимся в споре Государствам, насколько позволят обстоятельства, свои добрые услуги или посредничество.

Право предлагать добрые  услуги или посредничество принадлежит непричастным столкновению Державам даже во время военных действий.

Применение этого  права отнюдь не может быть почитаемо той или другой из спорящих Сторон за действие недружелюбное.

Статья 4


Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между Государствами, находящимися в споре.

Статья 5


Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих Сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты.

Статья 6


Добрые услуги и посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих Сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными.

Статья 7


Принятие посредничества, при отсутствии иного соглашения, не может иметь последствием приостановку,  замедление или задержание мобилизации и прочих приготовительных к войне мер.

Если посредничество последует по открытии военных действий, то оно, при отсутствии иного соглашения, не приостанавливает текущих военных операций.

Статья 8


Договаривающиеся Державы единодушно советуют в тех случаях, когда  позволят обстоятельства, применять следующий особый способ посредничества.

В случае важного несогласия, представляющего опасность для мира, находящиеся в споре Государства избирают, каждое со своей стороны, Державу, которой они поручают войти в непосредственные сношения с Державой, избранной другой Стороной, с целью предупредить нарушение мирных отношений.

Пока длится это поручение, срок которого, если не будет постановлено иначе, не может превышать тринадцать дней, находящиеся в споре Государства прекращают всякие непосредственные между собой сношения по предмету спора, каторый считается переданным исключительно на обсуждение Держав-посредниц. Последние  должны приложить все свои старания к решению несогласия.

В случай действительного нарушения мирных сношений, на этих Державах продолжает лежать общая для них обязанность пользоваться всяким случаем для восстановления мира.

Раздел III. О Международных Следственных Комиссиях

     
Статья 9


В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов, и проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела, договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства,  Международную Следственную Комиссию, на которой будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров, выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования.

Статья 10


Международные Следственные Комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими Сторонами.

Соглашение о следствии точно определяет подлежащие расследованию факты; оно устанавливает порядок и срок образования Комиссии и объем полномочий Комиссаров.

Оно, равным образом, определяет, если надо, место пребывания Комиссии и ее право перемещаться, язык, которым Комиссия будет пользоваться, и языки, прибегать к которым будет перед ней дозволено, а также срок, в который каждая Сторона должна будет представить свое изложение фактов, и вообще все усилия, о которых Стороны согласились.

Если Стороны признают необходимым назначить Асессоров, соглашение о следствии определяет порядок их назначения и объем их полномочий.

Статья 11

Если соглашением о следствии не назначено место пребывания Комиссии, последняя пребывает в Гааге.

Место пребывания, раз назначенное, не может быть изменено Комиссией иначе, как с согласия Сторон.

Если соглашением о следствии не указано, каким языком надлежит пользоваться, то это решается Комиссией.

Статья 12


Международные Следственные Комиссии образуются, при отсутствии иного о этом условия, порядком, определенным статьями 45 и 57 настоящей Конвенции.

Статья 13

В случае смерти, отставки или отсутствия, по какой бы то ни было причине, одного из Комиссаров или, соответственно, одного из Асессоров, замещение его производится порядком, установленным для его назначения.

Статья 14

Стороны имеют право назначить при Следственной Комиссии особых агентов, с поручением представлять их и служить посредниками между ними и Комиссией.


Стороны, кроме того, могут поручать назначенным ими советникам или адвокатам излагать и поддерживать их интересы перед Комиссией.

Статья 15


Международное Бюро Постоянной Палаты Третейского Суда служит канцелярией для Следственных Комиссий, заседающих в Гааге, и предоставляет свое помещение и свои услуги в распоряжение договаривающихся Держав для действия Следственной Комиссии.

Статья 16

Если Комиссия заседает не в Гааге, она назначает Генерального Секретаря, бюро которого служит ей канцелярией.

Канцелярии поручается, под руководством Председателя, внешнее устройство заседаний Комиссии, составление протоколов и, во время следствия, сохранение архива, который потом передается Международному Бюро в Гааге.

Статья 17

Чтобы облегчить образование и действие Следственных Комиссий, договаривающиеся Державы предлагают нижеследующие правила, которые будут применяться к следственному производству, поскольку Стороны не примут других правил.

Статья 18

Комиссия устанавливает подробности производства, не предусмотренные особым соглашением о следствии или настоящей Конвенцией, и производить все формальности, сопряженные с представлением доказательств.

Статья 19

Следствие производится состязательным порядком.

В указанные сроки каждая Сторона сообщает Комиссии и другой Стороне, если надо, изложение фактов и, во всяком случае, акты, бумаги и документы, которые она признает полезными для раскрытия истины, а равно список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать.

Статья 20

Комиссия имеет право, с согласия Сторон, временно перенести свои заседания на места, если она считает полезным обратиться к этому средству осведомления, или отправить туда одного или нескольких из своих Членов. Разрешение Государства, на территории которого должно состояться такое расследование, должно быть испрошено.

Статья 21

Всякое удостоверение фактических обстоятельств и всякий осмотр местности должны совершаться в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении.

Статья 22

Комиссия имеет право просить у каждой из Сторон тех объяснений или сведений, которые она признает полезными.

Статья 23


Стороны обязываются предоставить Следственной Комиссии в самой широкой мере, признаваемой ими возможной, все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов.

Они обязуются воспользоваться всеми средствами, которые находятся в их распоряжении согласно их внутреннему законодательству, чтобы обеспечить явку свидетелей или экспертов, находящихся на их территории и вызываемых в Комиссию.

Если последние не могут явиться в Комиссию, то Стороны озабочиваются допросом их перед своими подлежащими властями.

Статья 24


Для всех оповещений, которые Комиссия должна была бы сделать на территории третьей договорившейся Державы, Комиссия непосредственно обращается к Правительству этой Державы. Тот же порядок применяется, если надо установить на местах какое-либо доказательство.

Требования, обращенные с этой целью, исполняются средствами, которыми запрошенная Держава располагает согласно ее внутреннему законодательству. В них может быть отказано лишь в том случае, если эта Держава считает их способными нарушить ее верховенство или ее безопасность.

Комиссия, равным образом, будет всегда иметь право обращаться к посредству Державы, на территории которой она заседает.

Статья 25

Свидетели и эксперты вызываются или по просьбе Сторон, или самой Комиссией, и во всяком случае через посредство Правительства Державы, на территории которой они находятся.

Свидетели выслушиваются поочередно и отдельно, в присутствие агентов и советников и в порядке, который устанавливается Комиссией.

Статья 26

Допросом свидетелей руководит Председатель.

Члены Комиссии могут, тем не менее, ставить каждому свидетелю вопросы, которые они считают полезными для пояснения или дополнения его показания или для осведомления о всем, касающемся свидетеля, в границах, необходимых для установления истины.

Агенты и советники Сторон не могут прерывать свидетеля во время его показания, ни непосредственно к нему обращаться, но могут просить Председателя поставить свидетелю дополнительные вопросы, которые они находят полезными.

Статья 27


Свидетелю, при даче показаний, не разрешается читать никакого писанного проекта. Однако, ему. может быть позволено Председателем прибегать к помощи заметок и документов, если свойство передаваемых фактов делает необходимым пользование ими.

Статья 28


Протокол показания свидетеля составляется в том же заседании и прочитывается свидетелю. Свидетель может внести в него любые изменения и дополнения, которые и отмечаются в конце его показания.

После того как свидетелю прочтено все его показание, ему предлагается его подписать.

Статья 29

Агенты имеют право в течение или в конце следствия передавать Комиссии и другой Стороне такие заявления, представления или сводки фактов, которые они считать полезными для раскрытия истины.

Статья 30

Совещания Комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными.

Всякое решение постановляется по большинству голосов Членов Комиссии.

Отказ кого-либо из Членов от участия в голосовании подлежит занесению в протокол.

Статья 31


Заседания Комиссии могут быть открыты, а протоколы и документы следствия обнародованы лишь по решению Комиссии, принятому с согласия Сторон.

Статья 32

После того как Стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели были выслушаны, Председатель объявляет следствие законченным, и Комиссия приостанавливает заседания, чтобы обсудить и составить свой доклад.

Статья 33

Доклад подписывается всеми Членами Комиссии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»