Действующий

Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте

2. Ведомственный надзор и контроль

2.1. Ведомственный надзор и контроль за состоянием охраны труда на железных дорогах осуществляется:

- ведомственными органами надзора и контроля (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, санитарно-эпидемиологической службой МПС России, военизированной охраной МПС России);

- отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России, руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, службами (отделами) охраны труда железных дорог, службами (отделами) железных дорог, отделами (секторами) охраны труда отделений железных дорог при проведении комплексных и целевых проверок;

- руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками всех уровней при оперативном контроле.

2.2. Надзор и контроль ведомственными органами надзора

2.2.1. Надзор за правильностью изготовления, установки и безопасной эксплуатации объектов котлонадзора на федеральном железнодорожном транспорте осуществляет инспекция котлонадзора в соответствии с Положением об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденным МПС России 25.10.93 N ЦРБ/208.

2.2.2. Надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и за обеспечением безопасного обслуживания электрических установок и устройств осуществляется специально назначенными работниками ведомственного надзора хозяйства электрификации и энергоснабжения МПС России в соответствии с Положением о ведомственном энергетическом надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС СССР 03.10.91 N ЦЭ/4870.

2.2.3. Санитарный надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями федерального железнодорожного транспорта санитарно-гигиенических норм и правил осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы МПС России в соответствии с Положением о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 14.05.92 N ЦУВС/6.

2.2.4. Надзор за противопожарным состоянием подвижного состава и железнодорожных объектов, находящихся в полосе отвода железных дорог, осуществляет военизированная охрана МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 28.07.94 N ЦУО/284.

2.3. Комплексные и целевые проверки

2.3.1. Комплексные и целевые проверки состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в организациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда.

2.3.2. Комплексные проверки проводятся с целью всестороннего контроля за состоянием условий и охраны труда на железных дорогах, в службах (отделах) железных дорог и отделениях железных дорог.

2.3.3. Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда, хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров в части охраны труда, а также выполнения намеченных мероприятий по результатам комплексных проверок.

2.3.4. Отдел охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России проводит комплексные и целевые проверки на железных дорогах по планам, утвержденным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда. Комплексные проверки каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Департаменты и управления МПС России проводят целевые проверки хозяйств, предприятий, организаций и учреждений железных дорог по планам, утвержденным руководителями департаментов и начальниками управлений. Целевые проверки хозяйств каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Руководители железной дороги проводят комплексные и целевые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях, в организациях и учреждениях по планам, утвержденным начальником железной дороги. Организацию проверок и руководство за их проведением осуществляют службы (отделы) охраны труда железных дорог.

Службы (отделы) железных дорог проводят целевые проверки в соответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях по планам, утвержденным заместителями начальника железной дороги.

2.3.5. Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях создаются комиссии:

- отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России с участием руководителей и специалистов департаментов и управлений МПС России, отвечающих за охрану труда, представителей органов ведомственного надзора, работников служб (отделов) охраны труда железных дорог, работников отраслевых служб железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда;

- службой (отделом) охраны труда железной дороги с участием представителей органов ведомственного надзора, работников отраслевых служб, отделов (секторов) охраны труда, отделений железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда.

2.3.6. Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться как комиссиями, так и отдельными руководителями или специалистами, которые прошли проверку знаний по охране труда.

2.3.7. О проведении комплексной проверки не позднее чем за две недели до ее начала, издается указание, в котором должны быть определены объект проверки, состав комиссии и сроки проведения проверки.

2.3.8. Результаты комплексной и целевой проверок, проводимой отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда, должны рассматриваться на совещании у руководителя железной дороги.

Результаты целевой проверки, проводимой другими руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками должны рассматриваться на совещании у руководителя службы (отдела) железной дороги.

Результаты комплексной и целевой проверок должны оформляться актом (справкой, предписанием), включающим предложения (рекомендации) по устранению обнаруженных недостатков.

2.3.9. Руководитель проверяемой железной дороги, отделения железной дороги, предприятия, организации, учреждения по результатам комплексной и целевой проверок должен в течение двух недель издать приказ (указание) с мероприятиями по устранению недостатков и сроков их выполнения, и направить перечень разработанных мероприятий в адрес проверяющего.