Действующий

О разъяснении законодательства (с изменениями на 15 января 2003 года)

Раздел II. Начисление пеней и применение мер ответственности
 в соответствии с частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации


Вопрос 1. Применяются ли ограничения размера пеней, установленные ст.8 Федерального закона от 31.07.98 N  147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при начислении пеней на недоимку по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации?

Ответ. До внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 75 предусматривалось, что размер начисленных пеней при просрочке уплаты налога налогоплательщиком не мог превышать суммы недоимки, а процентная ставка устанавливалась не свыше 0,1% за каждый день просрочки. Федеральным законом от 09.07.99 N  154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" указанные ограничения размера пеней были отменены. В связи с этим в ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также были внесены дополнения, определяющие порядок применения ранее действовавших (до 18.08.99) норм НК РФ об ограничении размера пеней.

На отношения по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации действие НК РФ распространяется не ранее 18.08.99, т.е. с момента вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N  154-ФЗ, в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых отношений.

До 18.08.99 пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации уплачивались не по нормам Налогового кодекса, а по нормам специального законодательства (п.5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N  5357-1, Федеральный закон от 30.03.99 N  56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Таким образом, положения НК РФ об ограничении размера пеней, действовавшие до 18.08.99, и соответственно нормы ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в указанной части, при определении размеров пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не применяются, и перерасчет пеней, начисленных до 18.08.99, не производится.

Вопрос 2. В связи с применением Фондом социального страхования Российской Федерации при начислении пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов норм НК РФ произошло снижение размера пеней с 0,2 % до 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, снижение размера пеней происходит в настоящее время в связи с уменьшением самой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Каким образом определять размер пеней в такой ситуации, учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст.54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст.5 НК РФ акты законодательства, смягчающие ответственность, должны иметь обратную силу?

Ответ. В настоящее время при принятии решений о начислении пеней на недоимку по платежам в Фонд, в том числе образовавшуюся за период до перехода исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на применение соответствующих норм НК РФ, необходимо руководствоваться статьей 75 НК РФ, согласно которой процентная ставка пеней составляет 1/300 действующей в это время (т.е. начиная со дня образования недоимки) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принцип придания обратной силы актам законодательства, смягчающим меры ответственности, закрепленный в п. 2 ст.54 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.5 НК РФ, при определении размера пеней не применяется, поскольку пени согласно НК РФ относятся не к мерам ответственности, а к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такой подход также соответствует содержащемуся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П определению пеней как компенсации потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Вопрос 3. Применяются ли нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при определении размера пеней за просрочку уплаты страховых взносов и взыскании финансовых санкций со страхователей?

Ответ. Согласно статье 10 Федерального закона от 02.01.2000 N  24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а  также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку бюджет Фонда на 2000 год, утвержденный указанным законом, включает в себя доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведенная норма относится и к взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из изложенного, абзацы 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N  125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающие иные размеры пеней и штрафов, применению не подлежат.

Вопрос 4. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено непринятие к зачету в счет страховых взносов страхователя сумм незаконных расходов. Учитываются ли в связи с этим расходы, не принятые к зачету, в составе недоимки, на которую начисляются пени?

Ответ. Право исполнительных органов Фонда не принимать к зачету в счет страховых взносов расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства, закреплено в статье 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N  165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N  101 (с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 N  162/2/87/07-1-07.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вопросы расходования средств обязательного социального страхования не регулирует, поэтому в указанной части необходимо применять вышеназванные нормативные правовые акты.

При выявлении расходов, произведенных страхователем с нарушением установленных правил, такие расходы в счет страховых взносов не принимаются и, следовательно, на соответствующую сумму у страхователя образуется недоимка по платежам, подлежащим перечислению на счет Фонда (пункт 2.2.7 Порядка назначения, проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденного постановлением Фонда от 11.02.2000 N  19). Указанная недоимка взыскивается с начислением пеней в порядке, определенном постановлением Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пеней на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка утраты страховых взносов".

Вопрос 5. Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с банка, обслуживающего страхователя, сумм страховых взносов, списанных с расчетного счета страхователя, но не поступивших на счет отделения по вине этого банка, и обосновало свои требования ссылкой на ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правильно ли выбрано правовое основание для предъявления иска?

Ответ. Отношения по зачислению банками средств, поступающих в уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, являются публично-правовыми, и к ним не могут применяться нормы Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законодательством (п.3 ст.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

При предъявлении исков к банкам о взыскании страховых взносов и пеней следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации: в частности, ст. 60 НК РФ, устанавливающей, что банки обязаны исполнять поручение клиента (страхователя) на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды.

Вопрос 6. С какой даты начинается исчисление шестимесячного срока давности взыскания санкции, предусмотренного ст.115 НК РФ и п. 4.10 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 "О начислении пеней на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов" - с даты составления акта или с даты окончания проверки?

Ответ. В соответствии с п.1 ст.115 НК РФ и п. 4.10 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 исполнительные органы Фонда могут обратиться в суд с иском о взыскании финансовой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, срок давности взыскания санкций начинает течь со дня составления акта.

Вопрос 7. В чем отличие составов правонарушений, предусмотренных в п.4.1 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 (ст.116 НК РФ) и п. 4.2 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 (ст.117 НК РФ, ст.10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год")? Могут ли финансовые санкции за эти правонарушения применяться одновременно?

Ответ. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренные ст.116 и 117 НК РФ, являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, за совершение каждого из которых предусмотрен самостоятельный штраф. Однако, так как составы данных налоговых правонарушений являются сходными и ст.117 НК РФ ужесточает ответственность за деяние, предусмотренное ст.116 НК РФ, если оно сопровождалось ведением деятельности, страхователь не может быть привлечен к ответственности одновременно по ст.116 и ст.117 НК РФ.

В соответствии со ст. 116 НК РФ и п. 4.1 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 за нарушение страхователем срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока, в течение которого страхователь не исполнял возложенную на него обязанность (до 90 дней - штраф в размере 5000 рублей; более 90 дней - штраф в размере 10000 рублей). При этом по смыслу данных положений предполагается, что страхователь, к которому применяются эти меры ответственности, деятельность не ведет.

Если же страхователь осуществляет деятельность, то он должен быть привлечен к ответственности по ст. 117 НК РФ (п. 4.2 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1, ст.10 Федерального закона от 02.01.2000 N  24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"), в соответствии с которой за ведение деятельности организацией без постановки на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока ведения такой деятельности.

Вопрос 8. С какого времени начинается отсчет 90 дней, указанных в ч.2 ст.116 НК РФ (п. 4.1 постановления Фонда от 10.01.2000 N 1)?

Ответ. В п. 4.1 постановления Фонда от 10.01.2000 N  1 в соответствии с ч.2 ст.116 НК РФ установлена мера ответственности за нарушение страхователем срока подачи заявления о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда на срок более 90 дней.

Согласно ст.8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" срок для подачи указанного заявления в настоящее время составляет 10 дней.

Таким образом, 90-дневный срок для применения санкции, установленной ч. 2 ст.116 НК РФ, отсчитывается начиная с первого дня, следующего за истечением этого десятидневного срока.