Приложение N 3
к Основным правилам работы магазина
Права и обязанности продавца
1. Находясь на рабочем месте, продавец обязан культурно обслуживать покупателей и в своей работе строго руководствоваться Основными правилами работы магазина, правилами поведения продавца, а также распоряжениями и указаниями заведующего (директора) магазином, его заместителей, заведующего отделом (секцией) и его заместителей, перед которыми он отвечает за выполнение возложенных на него обязанностей и отдельных заданий.
Примечание. В магазинах, имеющих отделы (секции) продавец, как правило, получает распоряжения и указания заведующего (директора) магазином и его заместителей через заведующего отделом (секцией), которому он непосредственно подчинен.
2. Продавец обязан:
а) находиться на работе в чистом и хорошо выглаженном костюме или форменном халате, следить за своей прической, чистотой рук и ногтей;
б) в течение всего рабочего дня следить за порядком на рабочем месте, за чистотой и правильным расположением товаров, используя свободное время для устранения всех замеченных неправильностей и недостатков;
в) встречать покупателя приветливо, выслушивать его внимательно; при разговоре с покупателем обращаться на "Вы";
г) при отпуске товаров соблюдать очередность обслуживания покупателей и в тех случаях, когда товар подходит к концу, своевременно предупреждать об этом покупателей;
д) в разговоре с покупателем кратко выяснять, какой товар, для какой цели и в какую цену он хочет приобрести; предлагая товар, коротко объяснить качество, свойство и цену товара, а также способ его применения;
е) хорошо знать продаваемые товары, в случае отсутствия в ассортименте спрашиваемого покупателем товара предложить равноценный, заменяющий товар и дать все необходимые объяснения о его качестве, достоинстве и способе применения;
ж) производя подсчет стоимости отпускаемого покупателю товара, четко назвать сумму причитающихся с покупателя денег. Если в магазине деньги за товар получают продавцы, назвать достоинство предъявленной купюры, до конца расчета не убирать полученные от покупателя деньги в ящик; причитающуюся покупателю сдачу выдавать в один прием, без интервала между выдачей мелких и бумажных денег";
з) не вступать в споры и пререкания с покупателем, а вызывать для выяснения недоразумений заведующего магазином, отделом или секцией;
и) учитывать случаи неудовлетворенного спроса; вести запись отсутствующих товаров, спрашиваемых покупателями, помечая их наименование. Ежедневно сообщать этот материал заведующему магазином (отделом) или секцией;
к) производить по указанию заведующего магазином и заведующего отделом (секцией) в свободное от обслуживания покупателей время предварительную подготовку и расфасовку товаров, уборку помещения, оформление и приведение в порядок оконных и внутримагазинных витрин и тому подобную работу, связанную с культурной организацией торговли;
л) повышать свою деловую квалификацию и политический уровень. В течение 3 месяцев со дня поступления на работу сдать экзамен по техминимуму и сантехминимуму по установленной программе.
Примечание. От сдачи экзаменов по техминимуму и сантехминимуму освобождаются продавцы, окончившие специальные торговые учебные заведения или курсы, а также сдавшие этот экзамен на прежнем месте работы.
3. Продавец несет персональную ответственность по действующему законодательству за допущенные им обвес, обмер, обсчет покупателей, пересортицу, продажу недоброкачественных товаром и другие нарушения правил торговли.
4. В магазине, где нет кассы и прием денег от покупателей возложен на продавца, последний несет ответственность за соответствие денежной выручки количеству проданного товара и ежедневно в часы, установленные заведующим (директором) магазином, сдает ему или уполномоченному им лицу выручку под расписку для сдачи в кассу Государственного банка или в кассу торговой организации.