УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министра торговли РСФСР
от 27 ноября 1958 года N 399
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
работы магазина
____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857
____________________________________________________________________
I. Общие положения
1. Магазин работает в установленные для него дни и часы торговли, о чем на видном месте при входе вывешивается соответствующее объявление.
При наличии большого количества покупателей за 15 минут до наступления времени обеденного перерыва (там, где он установлен) и окончания рабочего дня разрешается прекращать допуск покупателей в магазин. Покупатели, отобравшие товар или имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены.
2. Ключи от магазина должны храниться у заведующего (директора) магазином, если он является материально ответственным лицом, а пломбир или печать - у заместителя заведующего или у одного из материально ответственных лиц. Если заведующий магазином не является материально ответственным лицом, то у него хранятся пломбир или печать, а ключи - у одного из материально ответственных лиц.
В магазинах, где применяется бригадная материальная ответственность, при открытии и закрытии магазина необходимо присутствие хотя бы одного из членов бригады.
В крупном магазине его открытие и закрытие производит дежурный администратор вместе с материально ответственными лицами, и ключи от магазина хранятся у дежурного. Хранение ключей и пломбира (печати) у одного лица не допускается.
3. Закрытие магазина на ремонт допускается только с разрешения управления (отдела) торговли исполкома городского (районного) Совета депутатов трудящихся, при наличии проектно-сметной документации, обеспеченности ремонтных работ источниками финансирования и необходимыми строительными материалами и рабочей силой.
Администрация магазина не менее чем за 5 дней до закрытия магазина на ремонт обязана вывесить об этом специальное объявление с указанием ближайших магазинов, производящих торговлю аналогичными товарами.
4. Помещение, оборудование и инвентарь магазина должны удовлетворять требованиям, установленным для данного вида торговли.
5. Внешние и внутренние витрины магазина должны быть оформлены в соответствии со специальными правилами и практическими указаниями устройства и содержания витрин и использованы для рекламы имеющихся в продаже товаров.
6. Заведующий (директор) магазином и его заместитель, заведующие отделами (секциями) и их заместители, продавцы, кассиры, главные (старшие) бухгалтеры, вновь принимаемые для работы в магазине, обязаны ознакомиться с настоящими Правилами и расписаться в том, что Правила прочитаны и приняты к неуклонному исполнению.
II. Прием и оприходование товаров
7. Прием товаров, поступающих в магазин, осуществляется лицами, на которых возложена материальная ответственность за ценности.
8. Приему подлежат только товары, отвечающие требованиям стандартов или техническим условиям (кондициям). Товары, не отвечающие этим требованиям, допускаются к продаже с разрешения вышестоящей торговой организации в каждом отдельном случае.
Количественная и качественная приемка товаров, проверка их комплектности и маркировки, правильности цены, актирование недостач и дефектов и заявление рекламации поставщикам производятся в порядке и в сроки, предусмотренные соответствующими инструкциями или договорами.
9. Принятые товары приходуются материально ответственными лицами немедленно и записываются по сумме в товарном отчете датой фактического поступления их в магазин.
В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (проверка количества, качества, цен, участие экспертизы и т.п.) в приходной текстовой части товарного отчета должна быть сделана запись о поступлении товара без указания его продажной стоимости, с отметкой причин неоприходования поступившего товара.
Категорически запрещается приходовать товары, которые фактически не были завезены в магазин (несмотря на наличие соответствующих документов).
10. Переброска товаров из одного магазина в другой может производиться в исключительных случаях и только по письменному распоряжению руководителя вышестоящей торговой организации. Распоряжение о переброске скрепляется подписью главного бухгалтера.
Переброска товаров внутри магазина (из одной секции в другую) может производиться только на основании разрешительной подписи заведующего (директора) или заместителя заведующего и главного (старшего) бухгалтера магазина на товарной накладной.
III. Хранение и подготовка товаров к продаже
11. Хранение товаров в магазине организуется таким образом, чтобы товары сохраняли свои первоначальные качества и свойства, а также обеспечивалась количественная сохранность товаров.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, вентиляция, способ укладки, сроки хранения) должен соответствовать свойствам товаров, предусмотренных в ГОСТах и технических условиях.
12. До передачи товаров в торговый зал или в самом торговом зале производится, в зависимости от характера товаров, необходимая их подготовка и обработка: протирка бутылок и консервных банок, предварительная нарезка некоторых гастрономических товаров, разруб мяса, чистка и утюжка готового платья, раскладка в необходимых случаях обуви в коробки и т.п.
IV. Продажа товаров
13. Товары в магазинах продаются всем гражданам за наличный расчет в общем порядке и на равных основаниях.
Продажа товаров детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно произвести покупку и рассчитаться за купленный товар. Продажа спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним запрещается.
Продажа всех штучных товаров производится в порядке общей очереди.
Администрация магазина обязана принимать меры к тому, чтобы избежать образование очередей.
14. Продажа товаров производится чистым весом и полной мерой.
Для проверки правильности веса и меры отпущенных товаров в торговом зале магазина, имеющего свыше трех рабочих мест, на доступном для покупателя месте выставляются: в продовольственном магазине с наличием весовых товаров - контрольные весы, в промтоварном магазине, торгующем метражными товарами, - контрольный метр.
В остальных продовольственных и промтоварных магазинах покупателю должна быть предоставлена возможность проверить правильность веса или меры отпущенных ему товаров на рабочем месте продавца.
15. Товары продаются по розничным ценам, утвержденным в установленном порядке.
Продажа товаров по мелкому опту производится в соответствии с действующими правилами.
16. При продаже товара, отпускаемого по весу (хлеб, колбаса, сыр и т.п.), допускается один-два довеска весом не более 10% от общего веса покупки. Довески должны соответствовать сорту и качеству отпускаемого товара.
При отпуске метражного товара (тканей, лент и др.) добавление отрезков не допускается.
По просьбе покупателей продавцы обязаны производить нарезку отпускаемых гастрономических товаров (колбаса, ветчина, сыр, рыботовары и др.).
17. Проданные продовольственные товары обратно магазином не принимаются, за исключением товаров, имеющих явные или скрытые дефекты или не соответствующих наименованию и сорту, под которыми они были проданы.
Промышленные товары могут быть возвращены магазину в случаях, предусмотренных Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети.
18. Запрещается продажа товаров:
из подсобных и складских помещений,
до начала и по окончании установленных часов торговли,
в нерабочие дни данного магазина.
Запрещается оставление товаров для работников магазина или для других лиц.
Перепродажа в магазине товаров и чеков на товары воспрещается. Администрация магазина обязана пресекать эти действия, а о лицах, виновных в перепродаже, немедленно сообщать органам милиции для привлечения к ответственности.
19. Отобранные, но не оплаченные покупателями промышленные товары хранятся в магазине, как правило, в течение 30 минут, после чего эти товары вновь поступают в продажу. Заведующему (директору) магазином и его заместителю предоставляется право в отдельных случаях, по просьбе покупателей, удлинять срок хранения отобранных, но не оплаченных промышленных товаров до двух часов.
Купленные громоздкие товары (мебель, пианино, электрохолодильники, стиральные машины и т.п.) могут быть оставлены в магазине на хранение на срок до 24 часов.
В этом случае магазином выписывается приемная квитанция с указанием, от кого и на какой срок принят товар на хранение, а на самом товаре помещается табличка "Продано" с приложением копии приемной квитанции или копии товарного чека, где указана фамилия покупателя.
V. Расчеты с покупателями, работа касс
20. Получение денег с покупателей за проданные им товары производят:
в продовольственных и промтоварных магазинах самообслуживания контролеры-кассиры;
в промтоварных магазинах (отделах), торгующих с открытой выкладкой товаров, - материально ответственные работники отдела (секции, бригады). При этом на рабочих местах должны быть установлены кассовые аппараты и на каждую принимаемую сумму выбивается кассовый чек, который в погашенном виде выдается покупателю вместе с причитающейся сдачей денег и покупкой.
Примечание. С разрешения областных (городских) управлений (отделов) торговли кассовые аппараты на рабочих местах могут не устанавливаться при продаже таких мелких товаров, как карандаши, тетради, нитки, булавки и некоторые другие;
в продовольственных магазинах (отделах) фасованных товаров и в магазинах обычного типа с наличием не более трех рабочих мест - продавцы;
в магазинах обычного типа, имеющих более трех рабочих мест продавцов, - кассиры.
21. Прием и выдача денег, а также сдача выручки магазином производятся в точном соответствии с Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями.
22. Заведующий (директор) магазином или его заместитель, а в крупном магазине уполномоченное на то заведующим (директором) лицо, обязаны ежедневно по окончании операционного дня или смены кассира снимать показатели счетчиков механических кассовых аппаратов (в том числе и аппаратов, установленных на рабочих местах продавцов), вместе с этим проверяется и подписывается контрольная лента.
При обнаружении расхождений между суммой денег, сданной кассирами, и суммой выручки за день или смену по показателям счетчиков или чекам (недостачи, излишки) разница указывается за подписями кассира и администрации магазина в операционной кассовой книге.
В тех случаях, когда излишки или недостача денег в кассе превышают 20 рублей, кроме записей в операционной книге составляется акт.
23. Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся в магазине у материально ответственных лиц, а использованные контрольные ленты - в бухгалтерии магазина или у заведующего магазином.
Указанные кассовые чеки, копии товарных чеков и контрольные ленты хранятся в упакованном и опечатанном или опломбированном виде: кассовые чеки - не менее 10 дней, а копии товарных чеков и контрольные ленты - не менее 10 дней со дня утверждения результатов последней инвентаризации.
В случаях обнаружения недостачи или фактов злоупотребления кассовые чеки, копии товарных чеков и контрольные ленты хранятся до окончания рассмотрения дела.
Ответственность за хранение в течение указанного срока кассовых чеков и копий товарных чеков несут материально ответственные лица, а за хранение контрольных лент - заведующий магазином и главный (старший) бухгалтер.
После окончания установленного срока хранения использованные кассовые чеки, копии товарных чеков и контрольные ленты сдаются в погашенном виде организациям по заготовке вторичного сырья.
Управления (отделы) торговли могут устанавливать для небольших магазинов менее продолжительные сроки хранения копий товарных чеков и контрольных лент в зависимости от конкретных условий работы магазина.
24. Администрация магазина обязана обеспечить кассиров, контролеров-кассиров и продавцов, получающих деньги за товар, разменной монетой для полной выдачи покупателю причитающейся сдачи.
Ответственность за правильный расчет с покупателями несут кассир, контролер-кассир, материально ответственное лицо и продавец, получающие деньги от покупателей.
VI. Прием, хранение и возврат тары
25. Прием, вскрытие, хранение и транспортировка тары должны производиться в соответствии с инструкцией по обращению с тарой в торговых предприятиях, утвержденной Министерством торговли СССР.
Ответственность за правильный прием, вскрытие и хранение тары, а также за возврат (сдачу) ее поставщикам или тарособирающим организациям несут заведующий магазином и материально ответственные лица, принявшие товары в соответствующей таре или другие работники магазина, на которых это будет возложено администрацией магазина.
26. Продовольственные магазины обязаны принимать от населения посуду в соответствии с правилами и инструкциями о порядке приема от населения соответствующих видов посуды.
При приеме посуды от населения магазином должны соблюдаться санитарные правила.
VII. Санитарное содержание магазина и личная гигиена продавцов
27. Помещение, оборудование и инвентарь магазина должны постоянно содержаться в чистоте и с соблюдением всех установленных санитарных правил.
28. Все работники магазина должны иметь опрятный вид, быть одеты в чистую исправную одежду, волосы убраны под головной убор (береты, косынки), руки тщательно вымыты, ногти вычищены.
Верхнее платье и личные вещи работников магазина должны храниться в отдельных помещениях или в особых шкафах. Для работников магазина должны иметься умывальник, мыло и полотенце.
29. Лица, поступающие на работу в продовольственные магазины, обязаны по направлению администрации пройти медицинский осмотр и исследование. До представления справок о результатах медосмотра и исследования они к работе не допускаются.
В дальнейшем работники, непосредственно соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны проходить ежемесячно медосмотр, а также исследования и делать профилактические прививки в порядке и сроки, установленные местными органами санитарно-противоэпидемической службы Министерства здравоохранения СССР.