Недействующий

Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта (не применяется на основании приказа Минтранса России от 01.12.2016 N 369)

2. Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

2.1. Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.

2.2. Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда руководителем организации издается приказ о создании аттестационной комиссии и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, которым назначаются председатель аттестационной комиссии (главный инженер), члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.3. В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.

2.4. Аттестационная комиссия:

- осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации на всех ее этапах;

- формирует необходимую нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и организует ее изучение;

- составляет полный перечень рабочих мест с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;

- выявляет на основе анализа причин производственного травматизма наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;

- составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих измерению на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;

- присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;

- аттестует и принимает решения по дальнейшему использованию рабочих мест,

- разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда;

- подготавливает предложения о готовности подразделений к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

2.5. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.

2.6. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест) составляется Карта аттестации рабочих (его) мест(а) по условиям труда по форме приложения 3* к настоящему Положению. Порядок заполнения Карты аттестации представлен в приложении 4* к настоящему Положению.

________________

* Приложения 3 и 4 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.


Рабочим местом считаются все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с выполнением его работы и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.

Аналогичными рабочими местами являются такие, на которых характер труда идентичен и величины вредных производственных факторов находятся в одном классе (степени класса) по вредности, тяжести и напряженности.

Так, например, для монтеров пути рабочим местом являются железнодорожные пути их дистанции, где оцениваются все факторы труда (приложение 5* к настоящему Положению). Содержание пыли в воздухе оценивается при работах, связанных с пылеобразованием. Наибольшее образование пыли наблюдается при работе машин тяжелого типа, при выгрузке щебня из хоппердозаторов. Шум на рабочем месте монтера пути отмечается при различных работах: при работе машин тяжелого типа, при подбивке полотна шпалоподбойками, от движущихся поездов и другие. Уровни шума на рабочих местах от этих источников измеряются, оценивается процент времени воздействия шума от источника и рассчитывается эквивалентный уровень. Локальная вибрация возникает при работе со шпалоподбойками и гайковертами. С учетом времени воздействия рассчитывается эквивалентно-корректированный уровень.

________________

* Приложение 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Работа монтеров пути протекает на открытом воздухе. Измерение температуры в данном случае не нужно. Оценка наружной температуры проводится по параметрам "А" для каждого города (области) согласно таблице "Расчетные параметры наружного воздуха" СНиП 2.04.05-86*. Тяжесть трудового процесса определяется по методике, изложенной в Гигиенических критериях Р 2.2.013-94. Измеряются эти показатели при наиболее типичных и часто выполняемых работах: выправке пути, смене рельсов, крестовин, стрелочных переводов, шпал, брусьев, прокладок и других. С учетом времени затрат на те или иные работы вычисляются средние показатели.

___________________________

* Взамен   СНиП 2.04.05-86 принят СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование". - Примечание изготовителя базы данных.

Исходя из характера труда определяется напряженность трудового процесса, при этом сама работа на железнодорожных путях определяет вероятность риска для собственной жизни у монтеров пути

Таким образом, измеряются все вредные факторы и опасные факторы во всех местах работы, где такие факторы имеются, и в Карту аттестации заносятся максимальные величины для химического фактора, эквивалентные для шума и вибрации, средние для тяжести труда. Заполняется одна карта. В аттестационной карте указывается "рабочее место бригады монтеров пути", число аналогичных рабочих мест равно количеству бригад, число работающих равно численности во всех бригадах.