Для целей настоящей Конвенции:
1. "Судно" означает любое морское судно и морское плавучее средство любого типа.
2. "Лицо" означает любое физическое лицо или любое юридическое лицо публичного или частного права, включая государство или любую из его составных частей.
3. "Собственник судна" означает лицо или лиц, зарегистрированных в качестве собственника судна, а при отсутствии регистрации - лицо или лиц, собственностью которых является судно. Однако в случае, когда судно принадлежит государству и эксплуатируется компанией, которая зарегистрирована в этом государстве в качестве оператора судна, "собственник судна" означает такую компанию.
4. "Получатель" означает либо:
a) лицо, которое физически получает облагаемый груз, выгруженный в портах или терминалах государства - участника; однако, если во время получения лицо, которое физически получает груз, действует в качестве агента другого лица, которое подчиняется юрисдикции любого государства - участника, то принципал считается получателем, если агент раскрывает Фонду ОВВ лицо, которое является принципалом; либо
b) лицо в государстве - участнике, которое в соответствии с национальным законодательством этого государства - участника считается получателем облагаемого груза, выгруженного в портах и терминалах государства - участника, при условии что общее количество облагаемого груза, полученного согласно такому национальному законодательству, в основном соответствует тому количеству, которое было бы получено согласно подпункту "a".
5. "Опасные и вредные вещества" (ОВВ) означают:
a) любые вещества, материалы и изделия, перевозимые на борту судна в качестве груза, которые указаны в подпунктах "i" - "vii", ниже:
i) нефти, перевозимые наливом, перечисленные в дополнении I к приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками;
ii) вредные жидкие вещества, перевозимые наливом, указанные в дополнении II к приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками, а также вещества и смеси, временно отнесенные к категориям загрязнителей A, B, C или D в соответствии с правилом 3 (4) указанного приложения II;
iii) опасные жидкие вещества, перевозимые наливом, перечисленные в главе 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 года с поправками, а также опасные продукты, в отношении которых администрация и администрации портов, вовлеченные в такую перевозку, предписали предварительные подходящие условия перевозки в соответствии с пунктом 1.1.3 Кодекса;
iv) опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упаковке, охватываемые Международным кодексом морской перевозки опасных грузов с поправками;
v) сжиженные газы, перечисленные в главе 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 года с поправками, а также продукты, в отношении которых Администрация и администрации портов, вовлеченные в такую перевозку, предписали предварительные подходящие условия перевозки в соответствии с пунктом 1.1.6 Кодекса;
vi) жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 град. C (измеренной при испытании в закрытом тигле);
vii) перевозимые навалом твердые вещества, обладающие опасными химическими свойствами, охватываемые дополнением B к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов с поправками, в той мере, в какой эти вещества подпадают также под действие положений Международного кодекса морской перевозки опасных грузов, когда они перевозятся в упаковке; и
b) остатки от предыдущей перевозки наливом или навалом веществ, указанных в подпунктах "a" "i" - "iii" и "v" - "vii", выше.
6. "Ущерб" означает:
a) смерть любого лица или нанесение телесных повреждений на или вне судна, перевозящего опасные и вредные вещества, в результате воздействия этих веществ;
b) убытки или ущерб, причиненные имуществу вне судна, перевозящего опасные и вредные вещества, в результате воздействия этих веществ;
c) убытки или ущерб в результате загрязнения окружающей среды, вызванного опасными и вредными веществами, при условии что компенсация за нанесение ущерба окружающей среде, за исключением упущенной выгоды вследствие такого нанесения ущерба, ограничивается расходами на осуществление разумных восстановительных мер, которые были фактически приняты или должны быть приняты; и
d) расходы по предупредительным мерам и последующие убытки или ущерб, причиненные предупредительными мерами.
В случаях, когда невозможно разумно отделить ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, от ущерба, причиненного другими факторами, весь такой ущерб считается причиненным опасными и вредными веществами, если и в той мере, в какой ущерб, причиненный другими факторами, не является ущербом того вида, который указан в пункте 3 статьи 4.
В настоящем пункте "в результате воздействия этих веществ" означает "в результате опасного или вредного характера веществ".
7. "Предупредительные меры" означают любые разумные меры, принятые после инцидента любым лицом для предотвращения или уменьшения ущерба.
8. "Инцидент" означает любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и неминуемая угроза причинения ущерба.
9. "Перевозка морем" означает период с момента, когда опасные и вредные вещества поступили на любую часть судового оборудования при погрузке, до момента, когда эти вещества прекратили находиться на любой части судового оборудования при разгрузке. Если никакое судовое оборудование не используется, этот период начинается и заканчивается соответственно, когда опасные и вредные вещества пересекают поручни судна.
10. "Облагаемый груз" означает любые опасные и вредные вещества, которые перевозятся морем в качестве груза в порт или терминал на территорию государства - участника и выгружаются в этом государстве. Транзитный груз, который полностью или частично передается, непосредственно либо через порт или терминал, с одного судна на другое в ходе перевозки из порта или терминала первоначальной погрузки в порт или терминал окончательного назначения, рассматривается как облагаемый груз только при получении в месте окончательного назначения.
11. "Фонд ОВВ" означает Международный фонд по опасным и вредным веществам, созданный согласно статье 13.