СОГЛАШЕНИЕ
о единых мерах нетарифного регулирования
при формировании Таможенного союза*  

____________________________________________________________________
Действие настоящего Соглашения приостановлено с 1 января 2015 года
на основании Международного договора от 10 октября 2014 года
____________________________________________________________________


     
Ратифицировано
 Федеральным законом РФ
 от 6 января 1999 года N 15-ФЗ

________________

* Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года.

          

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, являющиеся государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе, далее именуемые Сторонами,

реализуя соглашения о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности;

учитывая необходимость разработки, принятия и применения единых мер нетарифного регулирования как одного из условий формирования Таможенного союза;

стремясь установить единый порядок импорта товаров на таможенные территории Сторон и экспорта товаров с этих таможенных территорий;

исходя из необходимости защиты национальных интересов Сторон;

ставя задачу постепенного перехода к единой таможенной территории;

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Общие положения


В настоящем Соглашении используются следующие основные понятия:

внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью);

товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые по договору о международной перевозке, товаром не являются;

экспорт - любой вид вывоза товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенных территорий Сторон без обязательства об обратном ввозе;

импорт - любой вид ввоза товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенные территории Сторон без обязательства об обратном вывозе;

государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных товаров - деятельность по регулированию экспорта и/или импорта товаров, осуществляемая на основе лицензирования. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются уполномоченными государственными органами Сторон исключительно государственным предприятиям, которые в соответствии с действующими в государствах Сторон законодательными и нормативными актами и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики;

экспортный контроль - система мер, которая действует в целях защиты национальных интересов Сторон при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Сторон по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания;

количественные ограничения экспорта и/или импорта - совокупность мер по количественному ограничению внешнеторговой деятельности, которые могут быть введены путем распределения квот и выдачи лицензий экспортерам и/или импортерам, как правило, по результатам проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты;

запреты или ограничения экспорта и/или импорта - совокупность мер по введению запретов или ограничений экспорта и/или импорта товаров, исходя из национальных интересов Сторон;

участие в выполнении международных экономических санкций - совокупность мер по введению Сторонами международных экономических санкций в отношении одного государства или ряда государств;

технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования, контроль за качеством ввозимых товаров - совокупность мер контроля за соответствием ввозимых на таможенные территории Сторон товаров установленным Сторонами техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям качества;

единый перечень товаров - номенклатура товаров, подпадающая под одну из мер нетарифного регулирования, согласованная и утвержденная государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе либо органом, уполномоченным государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе, и действующая на единой таможенной территории государств Таможенного союза.

Статья 2


Для целей настоящего Соглашения к мерам нетарифного регулирования относятся:

а) государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных товаров;

б) экспортный контроль;

в) количественные ограничения экспорта и/или импорта;

г) запреты или ограничения экспорта и/или импорта;

д) участие в выполнении международных экономических санкций;

е) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования; контроль за качеством ввозимых товаров.

Статья 3


Для целей настоящего Соглашения областью применения мер нетарифного регулирования является внешнеторговая деятельность, связанная с экспортом и импортом товаров, если иное не предусмотрено другими международными договорами, участниками которых являются Стороны.

Статья 4


Предложения по формированию, изменению и дополнению перечней товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, вносятся Сторонами в Интеграционный Комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (далее - Интеграционный Комитет) для анализа, согласования, подготовки и принятия проектов решений в соответствии с регламентом его работы.

Согласованный Перечень товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, утверждается в соответствии с законодательством Сторон.

Статья 5


Стороны в соответствии со своим законодательством осуществляют экспортный контроль в отношении вооружений, военной техники и иной продукции военного назначения, ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товаров и технологий двойного назначения путем лицензирования или применения иных мер нетарифного регулирования.

Перечни товаров и технологий, указанных в части первой настоящей статьи, подлежащих экспортному контролю Сторон, и порядок его осуществления основываются на международных договорах, регулирующих международные режимы экспортного контроля, независимо от членства Сторон в таких международных договорах.

Стороны создают при Интеграционном Комитете комиссию по взаимодействию в области экспортного контроля, в рамках которой будут рассматривать вопросы, связанные с реализацией договоренностей, вытекающих из настоящего Соглашения.

Стороны не позднее чем за три месяца до завершения процедуры создания единой таможенной территории, которая будет оформлена международным договором, выработают единый порядок экспортного контроля и обеспечат принятие и введение в действие унифицированных актов законодательства, предусматривающих ответственность за нарушение единого порядка экспортного контроля.

Статья 6


Количественные ограничения экспорта и/или импорта могут вводиться в исключительных случаях, исходя из необходимости:

а) обеспечения национальной безопасности Сторон;

б) выполнения международных обязательств Сторон;

в) защиты внутреннего рынка Сторон;

г) введения ответных мер на применение дискриминационных ограничений государствами, не являющимися участниками соглашений о Таможенном союзе, в отношении товаров, экспортируемых Сторонами.

Стороны поручают Интеграционному Комитету в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения разработать по согласованию с правительствами Сторон перечень товаров, к которым применяются количественные ограничения экспорта и/или импорта, порядок и процедуру принятия Сторонами коллективных и/или, в исключительных случаях, индивидуальных количественных ограничений экспорта и/или импорта товаров.

Статья 7


Перечни товаров, к которым применяются запреты или ограничения экспорта и/или импорта, формируются, исходя из учета экономических и иных национальных интересов Сторон, включающих:

а) соблюдение общественной морали и правопорядка;

б) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

в) сохранение культурного наследия народов;

г) защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

д) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями внутреннего производства и потребления;

ж) обеспечение национальной безопасности Сторон;

з) защиту финансового положения и поддержание платежных балансов Сторон;

и) выполнение международных обязательств.

Стороны поручают Интеграционному Комитету в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения утвердить по согласованию с правительствами Сторон перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения экспорта и/или импорта, разработать порядок и процедуру рассмотрения предложений о внесении в этот перечень изменений и дополнений.

Статья 8


Стороны поручают Интеграционному Комитету в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения разработать по согласованию с правительствами Сторон единый порядок сертификации ввозимых товаров и подготовить документы по единому порядку применения технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроля за качеством ввозимых товаров.

Статья 9


При таможенном оформлении товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования, таможенным органам Сторон помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, представляются выданные уполномоченными государственными органами Сторон лицензия, сертификат и разрешение на ввоз или вывоз.

Лицензии, сертификаты, разрешения, выданные уполномоченными государственными органами одной Стороны, после создания единой таможенной территории признаются всеми другими Сторонами и имеют одинаковую юридическую силу на единой таможенной территории.

Стороны незамедлительно приступают к разработке единого порядка взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз и/или вывоз товаров.

Статья 10


Стороны согласились в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения внести в нормативные акты, действующие в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, изменения и дополнения, необходимые для реализации настоящего Соглашения, имея в виду их унификацию.

Стороны не позднее чем за три месяца до завершения процедуры создания единой таможенной территории согласуют перечни товаров, к которым применяются единые меры нетарифного регулирования, предусмотренные статьей 2 настоящего Соглашения.

После создания единой таможенной территории Стороны применяют единые меры нетарифного регулирования и перечни товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования.

Стороны согласились, что применение иных мер нетарифных ограничений, повышение общего уровня действующих нетарифных ограничений, а также их понижение или отмена осуществляются одновременно путем принятия Сторонами соответствующих нормативных правовых актов, но не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения по данному вопросу, принятого Интеграционным Комитетом либо Межгосударственным Советом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (далее - Межгосударственный Совет).

Статья 11


Разногласия, возникающие при толковании настоящего Соглашения, а также внесение предложений по изменениям и дополнениям разрешаются путем проведения консультаций Сторон, при необходимости - на заседаниях Интеграционного Комитета, а в случаях, когда устранить разногласия не удается, - на заседаниях Межгосударственного Совета.

Статья 12


Соглашение открыто для присоединения к нему любого государства, присоединившегося к соглашениям о Таможенном союзе, признающего положения настоящего Соглашения и выражающего готовность выполнять их в полном объеме.

Любая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, осуществив процедуру выхода из соглашений о Таможенном союзе и направив депозитарию письменное уведомление о своем намерении не позднее чем за шесть месяцев до выхода из него.

Депозитарием настоящего Соглашения является Интеграционный Комитет.

Статья 13


Настоящее Соглашение временно применяется с даты его подписания в части, не противоречащей законодательству Сторон, и вступает в силу после получения депозитарием последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур.

Совершено в г.Москве 22 октября 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.


Текст документа сверен по:

"Бюллетень международных договоров"

N 6, июнь 2000 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»