Недействующий

  

УТВЕРЖДЕНА
МПС России
20.08.99 N ЦД-682



ИНСТРУКЦИЯ
по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтранса России от 19 декабря 2017 года N 527
____________________________________________________________________

     

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Техническо-распорядительный акт станции (далее - ТРА) разрабатывается для каждого разделительного пункта с путевым развитием в соответствии с требованиями пунктов 15.1 и 15.2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ).

Для внеклассных и первого класса железнодорожных станций, на которых в отдельных парках или системах парков операции по приему, отправлению поездов и производству маневров осуществляются вне зависимости от других парков или систем, - могут разрабатываться отдельные ТРА для каждого такого парка или системы.

В случае объединения двух и более станций под единое руководство одного начальника станции, для каждой из этих станций разрабатывается отдельный ТРА.

2. Для путевых постов без путевого развития при полуавтоматической блокировке, разделяющих межстанционный перегон на межпостовые перегоны, и вспомогательных постов, ТРА не разрабатываются. Для блок-постов, приписанных к станциям, составляются отдельные ТРА или необходимые данные по их эксплуатации включаются в ТРА станции, к которой приписан блок-пост.

Порядок работы путевых постов отражен в ПТЭ и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (далее - ИДП). Необходимые дополнительные данные о работе того или иного поста устанавливаются в инструкциях о порядке пользования устройствами диспетчерской централизации и путевой блокировки, разрабатываемых в соответствии с требованиями пунктов 2.21 и 3.27 ИДП.

3. Порядок работы вспомогательных постов, а также порядок подачи и уборки вагонов на (с) примыкания, обслуживаемые постами, устанавливается отдельной инструкцией, которая прилагается к ТРА станций, ограничивающих перегон, на котором расположен вспомогательный пост.

4. Все требования, предусматриваемые ТРА, должны быть изложены четко и полностью соответствовать ПТЭ, ИДП и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, условиям работы станций при имеющихся путевом развитии, устройствах СЦБ, связи и других технических средствах.

В ТРА не допускается включать требования и положения, предусмотренные в ПТЭ, в ИДП, других инструкциях и приказах МПС России или начальника железной дороги (отделения железной дороги), обязательные для выполнения работниками, связанными с движением поездов, вне зависимости от того, на каких станциях они работают. В отдельных случаях разрешается делать ссылки на соответствующие пункты указанных документов, излагая только порядок их применения на конкретной станции.

Записи в ТРА должны содержать указания, как следует выполнять требования нормативных документов МПС России в конкретных условиях данной станции в соответствии с наименованием пунктов и граф бланков ТРА формы ДУ-41 (ДУ-41а).

5. ТРА для сортировочных, пассажирских, грузовых, участковых станций составляются по форме ДУ-41 в четырех экземплярах, которые хранятся по одному экземпляру: у начальника станции, в отделе перевозок отделения железной дороги, в службе перевозок железной дороги и в МПС России, куда они высылаются в пятидневный срок после утверждения.

ТРА для промежуточных станций составляются по форме ДУ-41а в трех экземплярах и хранятся у начальника станции, в отделе перевозок железной дороги и в службе перевозок железной дороги. В МПС России представляются только схематические планы промежуточных станций.

Для промежуточных станций, расположенных на участках с диспетчерской централизацией, ТРА разрабатываются с учетом возможности работы этих станций в режиме резервного управления. Порядок работы таких станций в условиях нормального действия диспетчерской централизации должен определяться инструкциями, которые составляются для участков с диспетчерской централизацией в соответствии с требованиями пункта 2.11 ИДП.

6. Число страниц и строк для каждого раздела формы ТРА ДУ-41 и ДУ-41а рассчитано с учетом возможности заполнения каждого раздела для соответствующей категории станции средней величины. Когда число страниц и строк для отдельных разделов окажется недостаточным для отражения всех необходимых данных, касающихся работы станции, необходимо делать вклейки соответствующей формы.

7. В соответствии с пунктом 15.2 ПТЭ ТРА составляется начальником станции, проверяется ревизором движения и утверждается:

- для станций сортировочных, пассажирских, грузовых и участковых, в соответствии с перечнем, утвержденным начальником железной дороги, - заместителем начальника железной дороги или начальником службы перевозок;

- для станций, не вошедших в этот перечень, а также для промежуточных станций - начальником отдела перевозок отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений - заместителем начальника службы перевозок.

ТРА станции, утверждаемый заместителем начальника железной дороги (начальником службы перевозок), согласовывается:

- начальником отдела перевозок отделения железной дороги (при наличии отделений в составе железной дороги);

- начальником основного локомотивного депо, работники которого обслуживают данную станцию;

- начальниками дистанции сигнализации и связи, пути, электроснабжения, на территории которых находится данная станция;

- начальником вагонного депо, работники которого обслуживают данную станцию.

8. На рабочих местах дежурных по станции, станционных диспетчеров должны находиться копии ТРА.

Выписки из ТРА, содержащие необходимые для работников станций сведения, должны находиться в рабочих помещениях станции в соответствии с пунктом 15.2 ПТЭ.

На рабочих местах поездных диспетчеров должны находиться копии ТРА всех станций участка (без приложений) или обеспечиваться возможность получения текста ТРА и схемы любой станции участка на ПЭВМ автоматизированного рабочего места диспетчера.

В локомотивные и вагонные депо, кондукторские резервы, а также другие подразделения железной дороги, имеющие специальный самоходный подвижной состав, высылаются соответственно копии ТРА без приложений или выписки из ТРА. Порядок выдачи копий и выписок из ТРА устанавливается начальником отделения (начальником службы перевозок) железной дороги.

Копии и выписки из ТРА должны быть заверены начальником станции.

9. Основанием для внесения изменений или дополнений в ТРА станции являются:

- изменения и дополнения, внесенные в ПТЭ, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, ИДП;

- реконструкция путевого развития станции, устройств СЦБ, связи, контактной сети, а также изменение порядка использования технических средств, приема, отправления поездов или производства маневровой работы;

- изменение технологии работы станции, штатного расписания, должностных обязанностей отдельных работников.

Согласование и утверждение изменений и дополнений в ТРА должны производиться в порядке, установленном пунктом 7 настоящей Инструкции.

После согласования и утверждения изменений и дополнений они вносятся в соответствующие пункты ТРА и заверяются: на станциях - начальником станции или его заместителем, а в отделах перевозок отделений железных дорог и службах перевозок железных дорог - инженером, ведающим ТРА. Копии утвержденных изменений и дополнений в пятидневный срок после утверждения высылаются в МПС России и адресатам, указанным в пункте 8 настоящей Инструкции.

Лицом, ответственным за своевременное внесение изменений и дополнений в ТРА является начальник станции. Он также контролирует своевременность внесения изменений и дополнений в масштабный и схематический планы станции дистанцией пути. Одновременно, с внесением изменений и дополнений в ТРА должны вноситься соответствующие изменения и дополнения в копии и выписки из этих документов.

Внесение изменений и дополнений в ТРА должно обеспечивать четкую различимость и наглядность записей и не должно препятствовать нормальному пользованию документом. В противном случае ТРА станции подлежит пересоставлению.

Полная проверка содержания ТРА, его копий и выписок из него производится ежегодно по состоянию на 1 января и подтверждается начальником станции соответствующей отметкой с подписью на последнем листе бланка ТРА.

Проверка приложений к ТРА производится руководителями подразделений соответствующих служб с распиской на документе: Инструкция о порядке пользования устройствами СЦБ - начальником дистанции сигнализации и связи (далее - ШЧ), масштабный план станции - начальником дистанции пути (далее - ПЧ), выкопировка из схемы питания и секционирования контактной сети - начальником дистанции электроснабжения (далее - ЭЧ), инструкции по эксплуатации переездов - ПЧ и ШЧ.

10. Допускается составление ТРА станций на ПЭВМ по утвержденной МПС России компьютерной программе. В этом случае ТРА и схематические планы станций представляются в МПС России на магнитных носителях (дискетах или компакт-дисках).

II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ТРА

     

     
1. Общие сведения



В пункте 1.1 (для формы ДУ-41) указывается характер работы станции (сортировочная, участковая, пассажирская, грузовая) и присвоенный ей класс.


Пункт 1.2 (1-для формы ДУ-41а)


В подпункте 1.2.1 (1.1) перечисляются прилегающие к станции перегоны, на которые эта станция отправляет нечетные поезда, с указанием числа путей на перегоне и установленных средств сигнализации и связи по каждому пути.


Для многопутных перегонов, а в необходимых случаях (когда в движении поездов по отдельным путям перегона есть какие-то особенности) и для двухпутных перегонов, в этом же пункте указывается установленный в соответствии с пунктом 16.32 ПТЭ и пунктом 1.1. ИДП порядок движения поездов по каждому пути, например: "Мытищи - Лосиноостровская - четырехпутный. По I главному пути - односторонняя автоблокировка для движения в нечетном направлении пассажирских и грузовых поездов; по II главному пути - односторонняя автоблокировка для движения четных пассажирских поездов; по III и IV главным путям - двусторонняя автоблокировка для движения пассажирских и грузовых поездов обоих направлений".

В подпункте 1.2.2 (1.2) перечисляются прилегающие к станции перегоны, на которые эта станция отправляет четные поезда, например: "Мытищи - Пушкино" - двухпутный. Двусторонняя автоблокировка по каждому пути. I главный путь является правильным для нечетных поездов, II главный путь - для четных.


"Куровская - Авсюнино", двухпутный. Односторонняя автоблокировка: по I главному пути - для движения нечетных пассажирских и грузовых поездов, по II главному пути - для движения четных пассажирских и грузовых поездов. Перегон оборудован устройствами для движения поездов по неправильному пути - по сигналам локомотивных светофоров (пункт 16.25 ПТЭ, пункт 1.5 ИДП).

В подпункте 1.2.3 перечисляются при необходимости пути, соединяющие отдельные парки на крупных станциях, по которым движение производится с применением существующих средств сигнализации и связи при движении поездов, например: "Пассажирский парк - парк Д - соединительный путь, полуавтоматическая блокировка". "Парк А - парк В - 54 обводной путь, двусторонняя автоблокировка".


Перегоны, ведущие на подъездные пути (вне зависимости от того, кому принадлежат эти пути - ветвевладельцу или железной дороге), в пунктах 1.2.1, 1.2.2 не записываются, а отражаются лишь в Ведомости подъездных путей и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути.

В пункте 1.3 (2) приводятся краткие сведения о примыкающих к станции подъездных путях, в том числе указываются и приписанные к станции примыкания подъездные пути на прилегающих перегонах.


В графе 1 указываются порядковые номера подъездных путей.


В графе 2 указывается наименование подъездного пути в соответствии с названием основного предприятия, организации или учреждения согласно договору на эксплуатацию подъездного пути, для обслуживания которого предназначен подъездной путь.


При наличии примыкания подъездного пути к главному пути прилегающего перегона порядок подачи - уборки вагонов со схемой примыкания указывается также в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути.

В ТРА включаются только те подъездные пути, которые непосредственно примыкают к путям станции или главным путям перегонов. Подъездные пути предприятий (контрагентов), примыкающие к подъездным путям основных ветвевладельцев, в ТРА не включаются, данные о них и порядок обслуживания отражаются в Ведомости подъездных путей и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути.

В графе 3 отмечаются подъездные пути, принадлежащие железной дороге, словом "Дорога", а словом "Ветвевладелец" - подъездные пути, находящиеся на балансе предприятия, организации или учреждения.


В графе 4 указывается номер стрелки примыкания и номер пути, к которому осуществлено примыкание. В отдельных случаях вместо номера пути может быть указан другой ориентир, например: "Стрелка 75 в нечетной горловине парка Б"; "Продолжение 16-го пути"; "1-й главный путь перегона Софрино - Пушкино" и т. п. В этой же графе указывается граница подъездного пути, например: "Предельный столбик (стык рамного рельса) стрелки N 75"; "Маневровый светофор М46" и т.д. Места примыкания подъездных путей и их границы указаны в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути.


В графе 5 указывается, какими предохранительными устройствами от самопроизвольного выхода вагонов с подъездного пути, из числа поименованных в пункте 3.30 ПТЭ, оборудованы примыкания, например: "Предохранительный тупик N...", "Сбрасывающая стрелка N..." и т.п.


В пункте 1.4 указываются примыкания путей, находящиеся в ведении других служб, а порядок подачи подвижного состава на эти пути - в пункте 3.7 ТРА.


В данный пункт ТРА включаются пути, переданные эксплуатационным подразделениям служб железной дороги (Т, П, Ш, Э, В и другим). При наличии путевого развития на территории подразделений указанных служб эти пути в перечень пункта 1.5 ТРА формы ДУ-41 не включаются.

В соответствии с пунктом 15.11 ПТЭ указываются границы между путями, находящимися в распоряжении начальника станции и переданными в ведение других служб и организаций, например:

"Граница с путями ЭЧ - предельный столбик стрелки N 202"; "Граница с путями ВРП -поворотный брус за стрелкой N 302", "Граница с путями ПЧ - маневровый светофор М 15" и т.п.

В ТРА промежуточных станций формы ДУ-41а, в котором отсутствует соответствующий пункт, пути, переданные другим службам, включаются в общий перечень пункта 3 с указанием в графе 2 принадлежности пути соответствующей службе (подразделению службы), а порядок движения по этим путям указывается в пункте 30.

При значительном путевом развитии на территории подразделений указанных служб данные пути в общий перечень пункта 3 не включаются, сведения о границе таких путей с путями станции указываются в примечании к пункту 3. Порядок подачи подвижного состава указывается в инструкции о порядке производства маневровой работы на соответствующих путях, прилагаемой к ТРА станции. Перечень станций и путей, переданных в ведение других служб, для которых необходимо составление таких инструкций, определяется начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместителем начальника железной дороги.

Пункт 1.5 (3). Данные, приводимые в этом пункте, определяют назначение (специализацию) каждого пути, его длину, вместимость и другие сведения, характеризующие путевое развитие станции.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»