Одним из основных принципов расчета индекса цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию является необходимость наблюдения за изменением цен на продукцию, которая реализуется одному и тому же типу потребителей при постоянных условиях продажи. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние на их уровень факторов, связанных с изменениями условий продажи продукции или типов покупателей.
В ряде случаев сельскохозяйственные организации осуществляют реализацию одного и того же вида продукции разным потребителям по различным ценам, и проследить на протяжении длительного периода динамику цен по одному и тому же типу потребителя достаточно сложно. При этом типы внутрироссийских потребителей могут быть разными. Реализация продукции может производиться заготовительным организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам, по бартеру и т.п.
Кроме того, уровень и динамика цен могут различаться при реализации сельскохозяйственной продукции внутри региона и за его пределами. Исходя из этого, рекомендуется отслеживать цены на наблюдаемые виды продукции по одному основному типу потребителей. Случаи смены потребителей, повлекшие скачок цен, должны рассматриваться как изменение товара-представителя, которое не позволяет напрямую сравнивать цену отчетного и предыдущего периодов регистрации.
Если сельскохозяйственная организация периодически меняет типы потребителей, и отследить изменение цен на продукцию, поставляемую одному и тому же типу потребителей, не представляется возможным, регистрацию цен рекомендуется вести по нескольким их типам. Для расчета индекса цен в этом случае необходимо использовать среднеарифметическую цену, сложившуюся по нескольким типам потребителей (в условиях незначительных расхождений в ценах), или рассчитывать сводный индекс по всем потребителям аналогично индексу цен по товарной группе (следует иметь в виду, что это потребует внесения соответствующих дополнений в действующий комплекс ЭОД).
Такой же расчет можно вести при разных условиях реализации продукции, если уровень цены значительно отличается (продажа с предварительной оплатой, частичной оплатой, бартерные поставки, мелкими или крупными партиями, по товарному кредиту и т.д.). В качестве весов в течение отчетного года принимается количество продукции, реализованной каждому потребителю в базисном периоде. При регистрации цен следует исключить "случайных" потребителей с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающих реальную динамику цен.
Специалисты территориальных органов Госкомстата России, получая от хозяйств данные о ценах, значительно отличающиеся от данных предыдущего периода, должны обязательно выяснить причину и, в случаях изменения потребителей, осуществить соответствующие расчеты для обеспечения сопоставимости данных.