МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 июля 1997 года N 990/14-15


О подготовке детей к школе

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом необходимо проводить диагностико-консультативную работу с детьми 5- и 6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия, которая проводит обследование, всех детей 5- и 6-летнего возраста, независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам обследования ребенка 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6- или 7-летнего возраста.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах.

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:

- в конце учебного года, с середины мая, весь июнь, по 2 занятия в день, что составит примерно 60 занятий;

- один раз в неделю в течение всего учебного года, по 2 занятия, что составит примерно 68 занятий;

- ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по два занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 минут.

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей:

для детей 3-4 лет рекомендуется организовывать по 2 занятия два раза в неделю; общее количество в год составляет 120;

для детей 5 лет - три раза в неделю по 2 занятия; число занятий в год - 180;

для детей 6 лет - пять раз в неделю по 2 занятия; число занятий в год - 300.

Занятия необходимо чередовать с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисование, конструирование на свободную тему, подвижные игры и другие виды деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 минут, среднего - 20, старшего 25-30.

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями). Целесообразно провести цикл бесед (5-7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.

Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.

При организации занятий с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения, могут использоваться программы, рекомендованные Минобразованием России (письма Минобразования России 24.03.95 N 42/19-15, 29.01.96 N 90/19-15).

При организации занятий с детьми на базе общеобразовательных учреждений могут использоваться учебно-методические материалы, разработанные под руководством Н.А. Федосовой и С.Г.Шевченко (см.приложение*).

---------------

* Приложение не приводится. Примечание "КОДЕКС".

Учебно-методические материалы для подготовки детей к школе будут включены в Федеральный комплект учебников на 1998/99 учебный год.

Первый заместитель министра
В.Д.Шадриков


Текст документа сверен по:
"Справочник руководителя
и учителя начальной школы"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»