Недействующий

О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" (утратило силу с 22.10.2004 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 522)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"


ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа
"Государственные жилищные
сертификаты"

Дата принятия решения о
разработке Программы

-

поручение Президента Российской
Федерации от 2 ноября 1997 года
N Пр-1777

Государственный заказчик

-

Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу

Цели и задачи Программы







-







ускорение сроков обеспечения жильем
граждан, увольняемых и уволенных с
военной службы, и членов их семей,
мобилизация бюджетных и внебюджетных
ресурсов для предоставления этим
гражданам средств на приобретение
жилья, привлечение внебюджетных
средств для завершения начатого
строительства жилья

Система организации
контроля за исполнением
Программы









-











органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
представляют ежеквартально в
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
отчет о ходе реализации Программы.
Обобщив указанные отчеты,
Государственный комитет информирует
Правительство Российской Федерации
об итогах года с внесением
предложений по совершенствованию
реализации Программы



1. Содержание проблемы

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 года N Пр-1777, направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Программа устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанных категорий граждан и определяет основные источники финансирования программных мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.

В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенных с военной службы, все еще не имеют положенных им по закону жилых помещений для постоянного проживания.

Реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенных с военной службы и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" Программа охватывает сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей.

Проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, в последние годы - в рамках реализации Государственной программы обеспечения в 1993-1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. Основной упор в этих программах делался на финансирование за счет средств федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма. С 1993 по 1996 год было построено и приобретено жилье общей площадью 12,5 млн. кв. метров, из них 80 процентов - для военнослужащих и 20 процентов - для граждан, уволенных с военной службы.

Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития, и темпы обеспечения жильем указанных категорий граждан постоянно снижаются.

Политика финансирования за счет средств федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности (15,82 млн. кв. метров, то есть 140 процентов объема площади жилья, необходимой для решения жилищной проблемы 210 тыс. семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы).

Одновременно в результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от увеличения платежеспособности населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья.

С другой стороны, уровень доходов граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение указанной проблемы посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.

Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства эффективность.

Данная форма позволяет:

ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке;

предоставить гражданам право свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья;

повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;

экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;

избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.

Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.


2. Основные цели, задачи и положения Программы

Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенных или увольняемых со службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.

С этой целью Программой предусматривается:

использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;

развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками Программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.

Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан:

военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;