Действующий

Примерный договор между советскими гражданами и/или юридическими лицами о продаже/покупке исключительной лицензии на использование изобретения на территории СССР

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Госкомизобретений
от 27 июня 1991 года N 5(11)

Методические рекомендации
 по патентованию изобретений в зарубежных странах



1. Правовая охрана советских изобретений в зарубежных странах (далее - патентование изобретений) направлена на повышение эффективности реализации на внешнем рынке машин, приборов, оборудования, материалов, химических средств, медицинских препаратов, другой продукции и технологий (далее - объекты техники), в которых используются эти изобретения, за счет обеспечения возможности выхода на рынок, занятия на рынке устойчивых позиций, повышения в ряде случаев цены контракта (соглашения), принятия мер по устранению конкурента с рынка и др.

2. Настоящие рекомендации предназначены для использования при проведении работ по патентованию изобретений за границей в соответствии со статьей 21 Закона СССР "Об изобретениях в СССР" (далее - Закон).

3. Под патентованием понимается комплекс мер по обеспечению правовой охраны изобретений в зарубежных странах, который включает;

- отбор изобретений для патентования;

- подготовку заявок на выдачу патентов на изобретение (далее - заявка на патент) в зарубежных странах;

- подачу заявок на патенты в соответствующие патентные ведомства;

- ведение переписки с патентными ведомствами в процессе проведения экспертизы по заявкам на патенты;

- ведение переписки по патентным спорам с административными и судебными органами;

- получение патентов на изобретение (следует учитывать, что в некоторых странах, имеющих две формы охраны изобретений, в зависимости от целей патентования возможен выбор между патентом и авторским свидетельством, а в зависимости от объекта изобретения и изобретательского уровня - между патентом (свидетельством о полезности) на изобретение или патентом (свидетельством) на полезную модель);

- оплату пошлин за юридически значимые действия при осуществлении делопроизводства по заявкам на патенты в полученным патентам, а также услуг патентных поверенных;

- поддержание в силе заявок на патенты и патентов.

Реализацию патентных прав и контроль за правомерностью их использования третьими лицами осуществляет патентообладатель.

4. Для патентования за границей отбираются изобретения, имеющие перспективы коммерческой реализации в виде экспорта продукции, лицензий, при создании совместных предприятий, осуществлении научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и других видах их реализации.

5. Перспективы коммерческой реализации объектов техники, как правило, определяются по результатам предварительной рекламно-коммерческой проработки, проводимой с целью выявления интереса иностранных фирм.

Рекламно-коммерческая проработка, в том числе публикация информации о преимуществах объекта в рекламных изданиях, направление рекламных материалов в адреса иностранных фирм - потенциальных потребителей, демонстрация на выставках, должна осуществляться по объектам, как правило, освоенным в производстве, или при наличии возможности демонстрации работоспособных образцов (изделий) и проверенных технологий.

6. Патентование изобретений за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные (экологические, социальные и т. п.) показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами.

7. Решение о патентовании изобретений в зарубежных странах принимается по результатам оценки перспектив коммерческой реализации с учетом целей, стран, процедур патентования, форм охраны и мероприятий, необходимых для реализации объектов техники на внешнем рынке.

При этом следует учитывать:

- значимость предлагаемого для патентования изобретения в объекте техники и преимущества этого объекта по сравнению с лучшими зарубежными разработками;

- состояние и перспективы освоения изобретения в народном хозяйстве СССР;

- результаты рассмотрения заявки на изобретение в СССР. При этом решение Государственного патентного ведомства СССР (далее - Госпатент СССР) об отказе в выдаче патента не обязательно является основанием для отказа от патентования объекта за границей, однако доводы патентной экспертизы необходимо учитывать при подготовке заявок для зарубежного патентования; могут быть запатентованы также объекты, являющиеся охраноспособными в зарубежных странах, но не подлежащие охране в СССР в соответствии со ст. 3 Закона;

- особенности патентных законодательств стран патентования и участие этих стран в международных и региональных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности;

- возможности и источники оплаты расходов за патентование изобретения за границей

и др.

8. Следует учитывать, что объектом коммерческой реализации, например, в виде лицензии, может быть не только изобретение, но и "ноу-хау".

9. Патентование изобретений за границей может быть осуществлено с использованием следующих процедур патентования:

- испрашивание патентов на изобретения в соответствии с требованиями национальных законодательств стран патентования (приложение I);