Недействующий

Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации (с изменениями на 12 июля 2002 года) (утратил силу на основании приказа Минздравсоцразвития России от 28.04.2005 N 297)

3. Права и обязанности должностных лиц государственной
инспекции труда

3.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:

руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);

начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3.2. Указанные в пункте 3.1 настоящего Положения должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3.3. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

3.4. Руководитель государственной инспекции труда наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

3.5. Должностные лица государственной инспекции труда, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

обязаны сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателям (их представителям) и другим должностным лицам организаций сведений о гражданах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой или иным обращением, если авторы обращений требуют этого;