ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ
Принята Всемирной конференцией министров по туризму,
г.Осака (Япония), 4 ноября 1994 года
Отмечая, что за 14 лет со времени проведения Манильской конференции по мировому туризму под эгидой Всемирной туристской организации закончилась "холодная война" и происходило бурное экономическое развитие Азии и других регионов, что привело к значительному увеличению числа международных туристов;
отмечая, что во второй половине текущего столетия технологический процесс в сфере перевозок и телекоммуникаций, а также расширение их сферы влияния привели к значительному развитию международного туризма;
в особенности отмечая, что сфера туризма является крупнейшим мировым производителем валового мирового продукта и основным источником занятости, а также то, что сфера туризма играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами, в установлении мира путем международного обмена и, таким образом, вносит свой вклад в процветание многих страна и регионов;
признавая, что международный туризм несет на себе огромную ответственность за сохранение красоты и своеобразия нашей планеты для будущих поколений, и отмечая необходимость активных действий по защите окружающей среды и культурных традиций от ущерба, наносимого стихийным развитием туризма;
признавая, что Конференция министров по туризму, первая в своем роде, проводится в преддверии как нового столетия, так и нового тысячелетия и предназначена направлять мировой туризм на максимальное благо человечества,
конференция уполномочена заявить о следующем.
1. РОСТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Крупномасштабное развитие международного туризма началось в середине текущего столетия и продолжается до сих пор. В 1950 году ежегодное количество международных туристских поездок не превышало 25 млн., а поступления от туристской деятельности составляли 2,1 млрд. дол. Сорок три года спустя, в 1993, эти цифры составили 500 млн. поездок и 304 млрд. дол. поступлений соответственно. К 2010 году количество международных туристских поездок составит 937 млн.
Сфера туризма является крупнейшим поставщиком налогового продукта, а также занятости - на ее долю приходится до одной десятой части мировых показателей, причем инвестиции в туризм и налоговые сборы остаются достаточно высокими. По прогнозам, равномерный рост валового продукта и занятости, равно как и других экономических показателей в сфере туризма, будет продолжаться, а туризм станет в XX в. двигателем мировой экономики.
2. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Развитие международного туризма повлияло на развитие человеческих связей между и внутри мировых регионов. Рост международного туризма вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами. Международные связи, в отличие от информации о других странах, получаемой с помощью средств массовой информации, дают возможность лучше понять образ жизни жителей других стран. Это будет способствовать разрушению предрассудков и стереотипных представлений о других обществах.
Сфера туризма является эффективным средством перераспределения доходов между странами мира и, таким образом, способствует более сбалансированному развитию мировой экономики. Туризм может быть особенно полезен для развивающихся стран, не имеющих других способов получения иностранной валюты. Более того, международное сотрудничество, помощь со стороны развитых стран и соответствующих организаций и институтов будут значительным образом способствовать развитию экономики развивающихся стран.
Туризм по своей природе является способом контактирования и оценки зарубежных обществ и культур. В этом смысле туристам следует обладать терпимостью и уважением к иным культурам во время совершения путешествий. Им следует иметь интеллектуальное любопытство, а также развивать открытость по отношению к иностранным народам и культурам. Тогда туристы смогут оценить особенности природы, культуры и общества посещаемых стран и, таким образом, способствовать сохранению уникальности красот нашей планеты для будущих поколений.
3. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Для того чтобы сфера туризма достигла важной роли индустрии, имеющей постоянное экономическое значение, ей необходимо полностью выполнять свои функции и своевременно реагировать на постоянно меняющиеся вкусы туристов. Только при соответствии сферы туризма интересам клиентов туризм будет высоко оцениваться обществом. Для этого необходимы дальнейшее профессиональное образование и исследования в этой сфере.
Развитие транспорта, вызванное быстрым развитием транспортных технологий во второй половине XX в., стимулировало развитие индустрии путешествий и стало основным импульсом значительного развития международного туризма. Параллельно развивающиеся телекоммуникационные технологии посредством развития передачи различных типов информации также привели к растущему желанию людей путешествовать. Дальнейшее развитие этих областей чрезвычайно важно для будущего роста международного туризма в следующем столетии.
4. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ОБЩЕСТВО И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Разрушение традиционных культур и образов жизни и воздействие на развитие различных хрупких социальных групп может привести к серьезным последствиям. Туристы также несут ответственность за свое поведение, которое может повлечь за собой негативное воздействие на местные общества
Хорошее состояние окружающей среды и культурного наследия является неоценимым туристским ресурсом. Туризм должен быть не разрушителем, а, напротив, защитником. Если индустрия туризма и сами туристы разделяют ответственность за сохранение окружающей среды и культурного наследия, то будет возможным не только сохранить эти ценности, но и использовать их в качестве туристских ресурсов. Этот гармоничный круг сохранения, использования, развития должен стать ведущей силой в деле сохранения неповрежденных ресурсов для будущих поколений, а также для стабильного развития туризма.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И МИР
Туризм является продуктом мира и в то же время сам постоянно способствует развития мира на планете. Окончание второй мировой войны и ряда региональных конфликтов привело к разрушению конфронтационного мышления многих социальных групп, а также к снятию ограничений на путешествия во многих странах. Однако продолжение неразрешенных региональных конфликтов отрицательно сказывается на развитии международного туризма как символа мира. В XXI в. туризм значительным образом повлияет на установление мира для всего человечества. Поэтому было бы полезным для наций мира расширять поддержку туризма посредством, например, использования мирных дивидендов, полученных при окончании "холодной воины".
6. РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Правительствам необходимо быть более осведомленными о важной роли туризма в формировании политики, а также учитывать интересы туризма при формировании политических стратегий. Международный туризм оказывает позитивное влияние на экономику, общество, культуру и окружающую среду. При проведении своей политики правительствам следует поддерживать отмену излишнего регулирования и бюрократических барьеров, а также принимать меры по обеспечению безопасности туристов, помогать молодежи, пожилым людям и инвалидам. Более того, для определения стратегических приоритетов политики в сфере туризма важно производить оценку его эффективности в национальных экономиках с помощью международно-стандартизированных методов. Это увеличит приток инвестиций и сделает процесс принятия решений в сфере туризма более объективным и точным.
Нациям, международным организациям и исследовательским институтам следует пересмотреть значение туризма в развитии международного взаимопонимания, экономическом росте, защите окружающей среды и мира и соответственным образом инкорпорировать сферу туризма в свои программы по развитию и оказанию помощи. В особенности это относится к различным организациям, финансирующим международный туризм. Кроме того, всем нациям, организациям и институтам следует углублять международное и межорганизационное сотрудничество ради помощи развивающимся странам, большим и малым, чтобы при этом все аспекты туризма были скоординированы эффективным образом для достижения наилучших возможных результатов.
Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов",
М.: Финансы и статистика, 1998 год