Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

от 4 марта 1999 года N 1


Об итогах земельной реформы и мерах по повышению
эффективности использования и охраны земель в
Российской Федерации в 1999 году и на период до 2001 года



В 1998 году Государственный земельный комитет Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации осуществляли свою деятельность руководствуясь Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

В России завершен первый этап земельных преобразований. В ходе земельной реформы к началу 1999 года произошли серьезные изменения в формах собственности на землю. Наряду с государственной в стране функционируют частная, коллективная и другие виды земельной собственности.

Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 116,2 млн. гектаров сельскохозяйственных земель. В итоге 11,8 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств (274,3 тыс.), в распоряжение которых передано 13,0 млн.га земель. В районах создан фонд перераспределения земель на площади 31,9 млн.га, из них 22,1 млн.га сельскохозяйственных угодий. В собственность граждан передано 137 млн. гектаров, или почти две трети всех сельскохозяйственных угодий. В ведение органов местного самоуправления передано 36,4 млн.га земель (153,3 тыс. сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 7,5 млн.га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6% земель. Выкуплено свыше 10 тысяч земельных участков под приватизированными предприятиями.

Важным итогом земельных преобразований является обеспечение земельными участками граждан. Во всех регионах эта проблема в основном решена. По состоянию на 1 января 1999 года земельные участки имеют 44,2 млн. граждан общей площадью 8,2 млн. гектаров. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств возрос с 0,19 до 0,36 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 39 млн. граждан и юридических лиц.

Введена платность землепользования. Обеспечен постоянный рост поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 3,3 млрд.руб., в 1998 году - 5,4 млрд.руб, в 1997 году - 9,4 млрд.руб., в 1998 году - 11,0 млрд.рублей. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктура. Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра. Продолжены работы по инвентаризации земель и целевому зонированию территорий.

В 1998 году Госкомзем России и его территориальные органы участвовали в подготовке пяти федеральных законов, шести постановлений Правительства Российской Федерации, а также в разработке более трехсот региональных нормативных актов по совершенствованию механизмов государственного регулирования земельных отношений. Подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации очередной ежегодный доклад "О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 1997 году". Аналогичные доклады разработаны территориальными органами Госкомзема России в регионах и городах России. Продолжена реализация соглашений в области международного сотрудничества (проекты Ларис, Гермес, Тасis и другие). Осуществлялись мероприятия по государственному контролю за использованием земель и их охраной.

Вместе с тем Коллегия отмечает, что несмотря на принимаемые меры по реформированию земельных отношений во многих регионах недостаточно решались вопросы сохранности и повышения эффективности использования земель. В результате только в сельскохозяйственном производстве не используется около 20 млн. гектаров пашни.

Медленно реализуются права по распоряжению земельными долями и переход земли к эффективно работающим собственникам. На селе не создана система ипотечного кредитования.

Значительные площади земель пустуют в населенных пунктах, загрязняются и захламляются территории городов и других поселений, во многих регионах неудовлетворительным остается экологическое состояние земель лесного фонда, промышленности, транспорта и других.

Безвозвратно выбывают из сельскохозяйственного оборота многие десятки миллионов гектаров оленьих пастбищ, что разрушает экологическую и экономическую основу жизнедеятельности коренных народов Севера.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы не учитывают земельную ренту. Средства, поступающие от земельных платежей, расходуются в основном не на проведение земельных преобразований, улучшение земельных угодий и их обустройство. Усилились процессы деградации земель.

Не начаты работы по разграничению земельного фонда России на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Финансовое и материально-техническое обеспечение земельной реформы осуществлялось крайне плохо. В итоге начиная с 1997 года практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение инвентаризации земель и государственной кадастровой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы, которые в конечном итоге не позволяют резко увеличить поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней. Задолженность за выполненные в 1997-1998 годах землеустроительные работы составляют более двухсот миллионов рублей.

Коллегия

постановляет:

1. Определить основным направлением деятельности Госкомзема России, его территориальные органов и подведомственных организаций на 1999 и на период до 2001 года обеспечение укрепления и повышения эффективности государственного управления земельными ресурсами путем совершенствования взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, усиление межведомственной координации в области рационального использования и охраны земель, внедрение правовых и экономических механизмов земельных преобразований, создание системы государственного земельного кадастра, проведение землеустройства и мониторинга земель, обеспечение эффективного государственного контроля за использованием и охраной земель, совершенствование организационных форм и деятельности территориальных земельных органов и подведомственных организаций.

2. Одобрить План действий Госкомзема России в 1999 году (прилагается).

3. Считать основными задачами Госкомзема России, его территориальных органов и подведомственных организаций на 1999 год и на период до 2001 года:

3.1. В области совершенствования взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечение взаимодействия в области землепользования с Минсельхозпродом России, Госстроем России, МПР России, Мингосимуществом России, Минздравом России, Министерством налогов и сборов России, Госкомэкологией России и другими министерствами и ведомствами;

- продолжение заключения договоров между Госкомземом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию в области земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами;

- разработку типового соглашения между Госкомземом России и субъектами Российской Федерации (на примере Свердловской области и других субъектов Российской Федерации) по разграничению полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками и организация его апробации в нескольких регионах;

- участие в рассмотрении проекта Федерального закона "О государственных и муниципальных землях".

3.2. В области совершенствования организационной структуры деятельности территориальных органов и подведомственных государственных предприятий Госкомзема России:

     

- упорядочение структуры государственных земельных территориальных органов Госкомзема России с учетом необходимости четкого разграничения управленческих и исполнительских полномочий и функций;

- разработка мер по усилению государственного управления деятельностью находящихся в ведении Комитета государственных предприятий РосНИИземпроекта, Росземкадастрсъемки, РосИМЗ, ФКЦ "Земля", центра "Землемер" и Вычислительного центра.

     

     3.3. В области законодательно-нормативного обеспечения земельных отношений и землепользования:   

- разработка порядка отнесения и правового статуса федеральных земель; механизма передачи земельных участков в собственность; порядка выкупа земель для государственных и муниципальных нужд; механизма защиты государством неприкосновенности прав собственности за землю; совершенствование принципа платности за землю; механизмов регулирования сделок с землей; порядка изменения целевого назначения земель; механизма продажи права пользования и аренды землей; особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- сопровождение рассмотрения проектов федеральных законов: "Земельный кодекс Российской Федерации", "О государственных и муниципальных землях", "О государственном земельном кадастре", "О землеустройстве", "Об оценке земель", "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения", "О плате за землю" и др.;

- подготовка проектов федеральных законов: "О залоге сельскохозяйственных земель", "Об аренде земель", "О мониторинге земель", "О границах и правовом режиме пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга", "О государственном контроле за использованием и охраной земель" для представления в Правительство Российской Федерации в 2000 году.

    3.4. В области управления земельными ресурсами Российской Федерации:


- разработка Концепции управления земельными ресурсами Российской Федерации и проекта федеральной целевой программы "Земля России" на период 2000-2005 годов;

- подготовка и внесение в Правительство РФ проекта постановления "О статусе землеустроительной службы Российской Федерации";

- создание Реестра земельных участков, находящихся в федеральной собственности на основе материалов федеральных министерств и ведомств и данных государственного земельного кадастра;

- разработка нормативно-методических документов и проведение необходимых землеустроительных работ по закреплению прав собственности на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

- обеспечение разработки концепции и технического проекта создания единой федеральной земельно-информационной системы управления земельными ресурсами России, формирование центрального вычислительного комплекса Госкомзема России в рамках реализации проекта "Гермес";

- отработка на примере отдельных субъектов Российской Федерации порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, Госкомзема России по разграничению государственных земель и созданию Реестра земель федеральной собственности.

   3.5. В области ведения государственного земельного кадастра:


- совершенствование нормативно-правовой базы создания единой системы государственного земельного кадастра, разработка перечня инструктивно-методических документов, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра на муниципальном, субъектах Российской Федерации и федеральном уровнях;

- обеспечение реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", в том числе в рамках реализации проектов "Гермес" и "Ларис";

- проведение в шести городах России опытно-промышленной эксплуатации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра на уровне муниципального образования;

- организация внедрения технологии ведения государственного земельного кадастра в субъектах Российской Федерации;

- завершение кадастрового зонирования территории Российской Федерации в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров;

- подготовка и утверждение совместно с Минюстом России порядка информационного взаимодействия учреждений юстиции и территориальных органов Госкомзема России в процессе регистрации прав на землю и кадастрового учета земельных участков;

- разработка и заключение соглашения с Госстроем России об информационном взаимодействии земельного кадастра с градостроительным кадастром и принятие необходимых документов;

- организация работ по обеспечению информационной безопасности в системе Госкомзема России;

- подготовка Постановления Правительства РФ о порядке  составления и распространения ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации; организация подготовки указанного доклада за 1999 год в разрезе субъектов Российской Федерации.

    3.6. В области геодезического и картографического обеспечения:


- разработка программы работ по обеспечению землеустройства, межевания земель, государственного земельного кадастра, госземконтроля и мониторинга земель в период до 2003 года исходными геодезическими и картографическими материалами и данными;

- доработка, рассмотрение и утверждение положения об отраслевом картографо-геодезическом фонде Госкомзема России; порядка лицензирования геодезической и картографической деятельности при проведении землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; положения о статусе опорной межевой сети; инструкции по кадастровым съемкам; развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию по системе Госкомзема России; документов на аккредитации системы стандартизации, сертификации и метрологической службы Госкомзема России;

- подготовка и подписание Соглашения между Госстандартом России и Госкомземом России о взаимодействии Главного информационного центра стандартов Госстандарта России и информационного центра стандартов Госкомзема России в рамках федерального фонда стандартов;

- подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Программы обеспечения земельных органов и предприятий Госкомзема России геодезическими приборами и оборудованием на период 1999-2003 годов.

     3.7. В области совершенствования платности землепользования и расширения налогооблагаемой базы:

- обеспечение на основе данных государственного земельного кадастра ведения реестров объектов налогообложения и реестров субъектов прав на земельные участки с целью полного учета налогоплательщиков земельного налога и арендной платы и своевременного предоставления списков плательщиков земельного налога и арендной платы в налоговые инстанции;

- разработка и принятие Концепции государственной кадастровой оценки земель и создание ее методической и нормативной базы;

- внесение изменений и дополнений к Федеральному закону "О плате за землю" существенно расширяющих права органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в целях реализации перехода на нормы налогообложения земли и недвижимости, разработка новой редакции Федерального закона "О плате за землю";

- подготовка организационных мер и методических рекомендаций по проведению государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения;

- разработка предложений по созданию системы ипотечного кредитования и механизма привлечения инвестиций в улучшение и обустройство земель;

- разработка правового и экономического механизма, обеспечивающего рациональное землепользование на территориях разведки, добычи, транспортировки полезных ископаемых и других сырьевых ресурсов;

- подготовка нормативных документов, связанных с порядком взимания земельного налога в 1999 году на земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению;

     3.8. В области сельскохозяйственного землепользования и землеустройства:   


- разработка, принятие Концепции землеустройства в АПК России и обеспечение проведения землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, образованных в результате реорганизации колхозов и совхозов;

- организация проведения комплекса землеустроительных работ, связанных с реформированием сельскохозяйственных предприятий, уточнением наличия и использования фонда перераспределения земель, невостребованных земельных долей, выделением в натуре земельных участков в счет земельных долей для личного подсобного, фермерского хозяйства и садоводства, передачей сельскохозяйственным организациям и гражданам несельскохозяйственных угодий, расположенных среди продуктивных земель в границах отводимого земельного массива, земельных участков под объектами недвижимости в сельской местности, размежеванием земельных массивов, используемых сельскохозяйственными организациями на различном правовом статусе (собственность, пользование, аренда и др.);

- оказание в первоочередном порядке фермерским и личным подсобным хозяйствам, садоводам и огородникам помощи в предоставлении им пахотных земель, сенокосов и пастбищ для увеличения производства сельскохозяйственной продукции;

- усиление консультационно-разъяснительной работы о конституционных правах граждан на землю, способах реализации и защиты этих прав, а также содействие при оформлении договорных взаимоотношений между пользователями земельных участков и собственниками земельных долей;

- проведение работ по формированию целевых земельных фондов и реализации мероприятий, предусмотренных федеральными программами по наделению земельными участками беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, казачьих обществ;

- организация систематического проведения обследований земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой процессов эрозии почв и других негативных явлений и разработки проектов землеустройства с экологически безопасным размещением сельскохозяйственного производства, внедрением комплекса почвозащитных мероприятий и малозатратных систем земледелия, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв;

- разработка предложений по консервации деградированных земель, их восстановлению и положения о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;