Недействующий

О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (с изменениями на 10 июня 2005 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Чтобы определить суммарные (интегральные) риски и снизить их до социально приемлемого уровня, применяются количественные и качественные критерии оценки состояния ядерной и радиационной безопасности России.

Масштаб проблемы таков, что необходимо решать ее поэтапно, начиная с наиболее важных задач, предполагая, что проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности России будет становиться все более актуальной.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России является приоритетной задачей социально-экономического развития государства в области обеспечения национальной безопасности и обеспечения качества жизни, здоровья населения.

Указанные в паспорте Программы задачи являются основными составляющими системного подхода к обеспечению ядерной и радиационной безопасности России.

Основными задачами Программы являются:

комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;

развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;

разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;

совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;

развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;

развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;

разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О техническом регулировании", а также в соответствии с "Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

поддержание на возможно более низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.

На I этапе (2000-2001 годы) предусмотрено определение наиболее эффективных путей и мер преодоления негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Запланирована разработка научных, нормативных, методических и организационных основ для дальнейшей реализации мероприятий Программы.

На II этапе (2002-2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.