Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее - Программа) разработана для решения проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности государства.
Серьезную задачу представляет собой обращение со значительным количеством радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, накопленных в результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации.
Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.
Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке уровня радиационной опасности объектов и разработке мер и критериев обеспечения их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.
В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанного с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым уровнем риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического характера является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.
Указанные в паспорте Программы научно-технические, социальные, экологические, экономические и другие задачи в сфере ядерной и радиационной безопасности обусловливают необходимость применения для их рационального решения программно-целевого метода и его использования в рамках единой федеральной целевой программы при интеграции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм.
Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов, средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках других действующих президентских и федеральных целевых программ.