| | |
Наименование Программы
| -
| федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы
|
Дата принятия решения о разработке Программы
Дата утверждения Программы
| -
-
| 11 декабря 1996 г. (поручение Президента Российской Федерации N Пр-2214)
22 февраля 2000 г. (постановление Правительства Российской Федерации N 149)
|
Государственные заказчики Программы
| -
| Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности
|
Государственный заказчик - координатор Программы
| -
| Федеральное агентство по атомной энергии
|
Основные разработчики Программы
| -
| Федеральное агентство по атомной энергии, федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского" |
Цель и задачи Программы
| -
| целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Основными задачами Программы являются: комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду; обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла; обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов; развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии; разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации; обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации; совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению; совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды; развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия; ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения; развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды; разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
| -
| Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню, а показателями: фактические дозы облучения персонала; соответствие радиационного контроля нормам и правилам; фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ; охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов; готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах; обеспеченность современными средствами физической защиты. Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а показателями: отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира; число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий; число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по международной шкале ядерных событий; число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по международной шкале ядерных событий; количество случаев превышения пределов доз облучения персонала
|
Срок и этапы реализации Программы
| -
| 2000-2006 годы: I этап - 2000-2001 годы; II этап - 2002-2003 годы; III этап - 2004-2006 годы
|
Объем и источники финансирования
| -
| объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 943,163 млн. рублей, в том числе 649,563 млн. рублей - затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 293,6 млн. рублей - расходы на инвестиции. Объем финансирования определен с учетом реальных возможностей федерального бюджета без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, объем которых определяется в процессе реализации Программы
|
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности
| -
| разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов; разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно безопасных, радиационно безопасных, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности; совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания; разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками; обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях; создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов; разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности; снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов Российской Федерации; реабилитация промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера; разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды; разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных радиационному воздействию повышенного уровня; создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий Российской Федерации; разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований; совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований. Социально-экономический эффект характеризуется следующими показателями: улучшение экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях; снижение прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий; предотвращение или снижение возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий; эффективное функционирование медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно опасных и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих территориях |