Министерство образования Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ПИСЬМО

 от 12 мая 1999 года N 697/11-12

     
 О преподавании русского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях  Российской Федерации в 1999/2000 учебном году



Основной тенденцией государственной языковой политики является создание необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территориях национально-государственных образований России. Согласно статье 3 Закона "О языках народов Российской Федерации" государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие. При этом русский язык по-прежнему остается основным средством межнационального общения и имеет статус государственного языка Российской Федерации.

Русский язык как государственный изучается в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. В то же время преподавание государственных и иных языков в республиках в составе Российской Федерации осуществляется в соответствии с их законодательством (статья 9, глава 11 указанного Закона). В соответствии с этим образовательная область "Филология" Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ содержит образовательное компоненты "Русский язык как государственный" и "Языки и литература" (имеются в виду языки и литература титульных народов), что должно обеспечивать развитие паритетного и двустороннего двуязычия в сфере образования.

Конкретная реализация Базисного учебного плана предполагает дифференциацию в использовании часов его вариативной части в зависимости от языка обучения в том иди ином общеобразовательном учреждении (см.Пояснительную записку к Базисному учебному плану).

Количество часов, отводимых на изучение русского языка в национальных школах с русским языком обучения и в национальных школах с родным (нерусским) языком обучения, примерно одинаковое (с разницей в два часа). Совершенно очевидно, что навыки русской речи учащихся школ первого типа, где обучение всем общеобразовательным предметам ведется на русском языке, оказываются значительно выше, а уровень владения родной речью - ниже, чем у учащихся школ второго типа. В школах же с родным языком обучения ситуация противоположная: более высокий уровень владения родным языком и более низкий уровень владения русской речью, что обусловлено большей учебно-языковой практикой в родном языке (на других учебных предметах) и отсутствием таковой, имея в виду русский язык.

В этой связи с целью обеспечения языковых прав обучаемых в школах с русским языком обучения из вариативной части плана необходимо выделить дополнительные часы на изучение предметов "Родной язык и литература". Это касается, прежде всего, тех территорий, где сфера функционирования языка титульного этноса весьма ограничена. Соответственно в школах с родным языком обучения рекомендуется использование дополнительных часов из вариативной части Базисного учебного плана на учебный предмет "Русский язык как государственный".

Учитывая сказанное, реализация "Обязательного минимума содержания начального образования по русскому языку как государственному", а также "Временных требований к обязательному минимуму содержания образования по русскому языку как государственному" в школах указанных типов представляется не только возможной, но и обязательной.

Попутно следует отметить необходимость изучения титульного языка той или иной республики в школах с русским (родным) языком обучения, функционирующих в национально-государственных образованиях России, что также предусматривает использование часов из вариативной части Базисного учебного плана.

Минимальное содержание образования по русскому языку как государственному в начальной школе обеспечивается:

Программой "Русский язык". 1-4 классы национальных школ Российской Федерации (под ред. Г.Г.Городиловой);

Едиными учебниками (для школ всех языковых групп):

1. Митюшина Л.Д. Учимся говорить по-русски: Устный курс русского языка. 1 кл. нац. школы (1 полугодие). - СПб, Просвещение.

2. Русская азбука. 1 кл. нац. школы (2 полугодие)/Под ред. А.П.Величука. - СПб, Просвещение.

3. Козуля Л.В. Русский язык. 2 кл. нац. школы. - СПб, Просвещение.

4. Русский язык. 3 кл. нац. школы/Под ред. Г.Г.Городиловой. - СПб, Просвещение.

5. Русский язык. 4 кл. нац. школы/Под ред. Г.Г.Городиловой. - СПб, Просвещение.

В настоящее время продолжают функционировать и учебники для различных языковых групп, созданные в 70-90 годы. Однако следует отметить, что они не могут в полном объеме обеспечить реализацию минимума содержания по русскому языку как государственному в начальной национальной школе. Это:

Для школ абхазо-адыгской группы языков

1. Барагунов М.Х. и др. Азбука. 1 кл. - СПб, Просвещение.

2. Барагунов М.Х. и др. Русский язык. 2 кл. Ч. 1,2 - СПб, Просвещение.

Для школ тюркской группы языков

1. Ахиярова М.З. Азбука. 1 кл. - СПб, Просвещение. 2. Ахиярова М.З. Русский язык. 2, 3, 4 классы. - СПб, Просвещение.

Для школ финно-угорской группы языков

1. Сажина М.И. Азбука. 1 кл. - СПб, Просвещение.

2. Баранников И.В. и др. Русский язык. 2 кл. Ч. 1, 2. - СПб, Просвещение.

3. Баранников И.В. и др. Русский язык. 3 кл. Ч. 1, 2. - СПб, Просвещение.

4. Сажина М.И. и др. Русский язык. 4 кл. Ч. 1,2. - СПб, Просвещение.

Для всех школ народов Крайнего Севера и Дальнего Востока

1. Бойцова А.Ф. и др. Русский язык. 1 кл. - СПб, Просвещение.

2. Бойцова А.Ф. и др. Русский язык. 2 кл. - СПб, Просвещение.

3. Бойцова А.Ф. и др.Русский язык. 3 кл. - СПб, Просвещение.

4. Никольская Г.Н. Русский язык. 4 кл. - СПб, Просвещение.

В настоящее время ведется работа по подготовке учебников нового поколения. В частности, в 1998 году Национальным фондом подготовки кадров был объявлен конкурс учебников по русскому языку как государственному для школ финно-угорской и тюркской групп языков. Уже разработаны новые учебники, отвечающие современным требованиям. Это:

1. Городилова Г.Г., Хамраева Е.А. Русский язык. 1 кл. для школ тюркской группы языков. - М., Мнемозина.

2. Букварь. 1 кл. для школ финно-угорской группы языков/Под ред. Е.И.Пассова.

Они рекомендованы Минобразованием России и будут изданы к новому учебному году.

Минимальное содержание образования по русскому языку как государственному в основной школе обеспечивается:

Программой "Русский язык". 5-11 кл. (авторы: Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.). - СПб, Просвещение;

Учебниками:

1. Ашурова С.Д. и др. Русский язык. 5 кл. нац. школы.

2. Ашурова С.Д. и др. Русский язык. 6 кл. нац. школы.

3. Ашурова С.Д. и др. Русский язык. 7 кл. нац. школы.

4. Бакеева Н.З. и др. Русский язык. 6 кл. нац. школы.

5. Бакеева Н.З и др. Русский язык. 7 кл. нац. школы.

6. Сабаткоев Р.Б. Русский язык. 8 кл. нац. школы.

7. Сабаткоев Р.Б. Русский язык. 9 кл. нац.школы.

8. Сабаткоев Р.Б. и др. Русский язык. 10-11 кл. нац. школы. - СПб, Просвещение.

Однако проблема создания учебников нового поколения, учитывающих обязательный минимум содержания образования по русскому языку как государственному для начальной, основной и средней школы, остается по-прежнему актуальной.

Для детей, прибывающих из стран ближнего и дальнего зарубежья и испытывающих трудности в изучении русского языка как государственного, подготовлен учебник "Изучаем русский. Корректировочный курс для учащихся 5-7 кл. нац. школы", авторы Быстрова Е.А. и др. (М., Валент), который поможет учащимся адаптироваться в новой для них языковой среде, подготовиться к изучению русского языка как родного по традиционным учебникам Российской Федерации.

В национальной школе традиционно используются те же словари, что и в школах с русским (родным) языком обучения, а также двуязычные словари. Список школьных словарей имеется в каталоге "Российский учебник. 1998/99". Для начальной национальной школы имеется "Картинный словарь русского языка" (авторы Баранников И.В. и др. - СПб, Просвещение).

Все указанные учебники и учебные пособия имеют гриф Министерства образования Российской Федерации.

В качестве итогового экзамена по русскому языку как государственному в 9 классе предлагается изложение без грамматических заданий в школах с родным языком обучения и изложение с грамматическими заданиями в школах с русским языком обучения.

В 1999/2000 учебном году в школах с родным языком обучения впервые будут предложены открытые тексты итоговых изложений "Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку как государственному за курс основной школы. 9 класс" (авторы: Александрова О.М., Корнута И.В. - М., Дрофа, 1999), а для школ с русским языком обучения предлагаются открытые тексты по "Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс" (авторы: Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. - М., Дрофа, 1998). Предполагается, что сборники будут обновляться для школ с родным языком обучения через 3-4 года, с русским языком - через 2 года. Уже несколько лет успешно проводится по открытым текстам письменный экзамен по математике. Такая форма проведения экзамена позволяет снять эмоциональное напряжение у учащихся на экзамене и дает возможность более тщательно к нему подготовиться. По-прежнему школьники имеют право на письменном экзамене пользоваться различными лингвистическими словарями.

Для школ с углубленным изучением русского языка в 9 классе предлагается в качестве итогового экзамена сочинение. Чаще всего это 4 темы, три из них по пройденным литературным произведениям, а одна - свободная. В 1997/98 учебном году предлагались следующие темы:

1 вариант  

1. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (А.С.Пушкин).

2. Страницы российской истории глазами писателей первой половины XIX века (по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя по выбору учащихся).

3. Чиновники в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

4. Мой любимый литературный герой.

2 вариант  

1. "Люблю Отчизну я..." Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова.

2. "С осторожностью птицелова я ловлю крылатое слово" Л. Мартынов (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума").

3. Жизнь русского крестьянства (по произведениям А.Н.Радищева, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина по выбору учащихся).

4. Я хочу рассказать вам о книге.

В 11 классе итоговым экзаменом по русскому языку как государственному является сочинение и для школ с русским языком обучения, и для школ с родным (нерусским) языком обучения. Предлагается 7 тем, включающих материал, изучаемый в 9-11 классах; это произведения XVIII, XIX, XX веков, а также свободные темы. В 1997/98 учебном году предлагались следующие темы:

1 вариант  

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

2. Нравственные искания героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир".

3. Тема "отцов и детей" в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

4. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова (тему формулирует учащийся).

5. Природа России в лирике поэтов XX века (по выбору учащихся).

6. Тема любви в поэзии "серебряного века" (по выбору учащихся).

7. Советую прочитать.

2 вариант  

1. Судьба русской крестьянки в творчестве Н.А.Некрасова ("Кому на Руси жить хорошо", "Мороз Красный нос").

2. "Веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним" (Н.В.Гоголь "Мертвые души").

3. Драматическое и комическое в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

4. Человек на войне (на примере произведений по выбору учащегося).

5. Петербург в творчестве писателей и поэтов XIX века (на примере произведений по выбору учащихся).

6. Сочинение по творчеству М.Булгакова (тему формулирует учащийся).

7. Человек и природа (размышления на литературном материале и по жизненным впечатлениям).

Формой проведения экзамена по русскому языку как предмету по выбору может быть реферат, собеседование, экзамен по билетам. Обращаем внимание на то, что опубликованные билеты являются примерными, следовательно, могут быть изменены учителем с учетом специфики определенного класса, в  котором работает учитель. Билеты состоят из двух вопросов, где первый - это свободный монолог ученика на определенную тему, второй - выбранный учителем текст, в котором предлагается найти орфограммы или объяснить некоторые пунктуационные или стилистические особенности текста. Примерные билеты изданы в издательстве "Дрофа" в 1998, 1999 годах.


К нерешенным проблемам следует отнести: отсутствие учебников для курса углубленного изучения русского языка как государственного;

отсутствие параллельных учебников по русскому языку как государственному. Кроме того, требуют обновления с точки зрения современных тенденций в преподавании русского языка как неродного некоторые действующие учебники.

В большем внимании нуждаются вопросы преемственности в преподавании русского языка как государственного между начальной и основной, основной и полной школой.

Требуют серьезной научной разработки проблемы тестирования и контроля качества образования выпускников 9 и 11 классов национальной школы.

Необходимо разработать нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку как государственному.

Все указанные проблемы будут решаться постепенно Российской академией образования, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, специалистами в области русского языка как государственного.

Руководитель Департамента
общего среднего образования
Минобразования РФ,
 член коллегии
 М.Р.Леонтьев




Текст документа сверен по:

"Вестник образования",

октябрь 1999 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»