Действующий

О реализации решения коллегии от 28 сентября 1999 года N 19 (с изменениями на 14 июля 2000 года)

5. Обеспечение реализации программы


Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения.

5.1. Развитие нормативной правовой базы

Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развитая детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.

В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании подрастающего поколения в Российской Федерации; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.

На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области.

Мероприятия

Сроки
исполнения

Исполнитель

1

2

3

1. Проведение мониторинга
федеральных и
региональных правовых и
нормативных актов по
вопросам воспитания детей
и учащейся молодежи

В течение всего
периода

Структурные подразделения
Минобразования России, органы
управления образованием субъектов
Российской Федерации, ГосНИИ
семьи и воспитания РАО

2. Подготовка предложений к
проекту постановления
Правительства Российской
Федерации "О разработке
Национального плана
действий в интересах
семьи"; подготовка проекта
постановления
Правительства Российской
Федерации "О
государственных гарантиях
развития детского туризма и
экскурсионной работы с
учащимися"

IV квартал
1999 года

ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
структурные подразделения
Минобразования России совместно с
Минтрудом России

3. Подготовка предложений
в Правительство Российской
Федерации об установлении
льгот для организованных
групп учащихся и студентов
при посещении учреждений
культуры и спорта

IV квартал
1999 года

Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи,
Департамент общего
среднего образования, Управление
правового обеспечения

4. Подготовка предложений
об изменениях и
дополнениях в действующее
законодательство:

  

Заинтересованные структурные подразделения Минобразования России,

в гражданское, семейное
законодательство,
законодательство об
образовании по вопросам
воспитания детей;

IV квартал
2000 года

органы управления образованием субъектов Российской Федерации,

об
информационной и
аудиовизуальной
безопасности детей;

II квартал
2000 года

ГосНИИ семьи и воспитания РАО

о государственной
поддержке
деятельности детских и
молодежных общественных
объединений;

IV квартал
2000 года

  

о специализации
правоприменительной
практики в отношении детей;

Ill квартал
2000 года

  

разработка механизма
поддержки деятельности
детских и молодежных
общественных организаций

II квартал
2001 года

  

5. Разработка рекомендаций
об организационном и
методическом обеспечении
взаимодействия
образовательных учреждений
с детскими и молодежными
общественными
объединениями

I квартал
2000 года

Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи совместно с
Госкоммолодежи России, СПО-ФДО

6. Подготовка сборников
нормативных документов по
вопросам воспитания и
дополнительного образования
обучающихся в
образовательных
учреждениях разных уровней

Ill квартал
2000 года

Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи

7. Разработка рекомендаций
о порядке введения в
образовательные учреждения
должностей "классный
воспитатель", "социальный
педагог", "педагог-
организатор"

до 01.04.2000

Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи,
Управление экономики,
Управление социально-
педагогической поддержки и
реабилитации детей

8. Разработка:

  

Управление воспитания и дополнительного образования детей

минимального объема социальных услуг по
организации оздоровления и
отдыха детей и учащейся
молодежи;

IV квартал
2000 года

и молодежи,
Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей,
Управление правового обеспечения

перечня социальных гарантий и льгот по обеспечению прав детей и учащейся молодежи на отдых и оздоровление, программы мероприятий по их реализации;

до 31 декабря
2000 года

  

(абзац в редакции приказа Минобразования России от 14 июля 2000 года N 2201 - см. предыдущую редакцию)

проекта целевой
спортивно-оздоровительной
программы для детей и
подростков;

Ill квартал
2000 года

  

проекта целевой программы "Здоровье школьников"

Ill квартал
2000 года

  

9. Введение в действие
порядка психолого-
педагогической экспертизы
детских игр и игрушек

I квартал
2000 года

Управление дошкольного
образования,
Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи,
Государственное учреждение Центр
"Игрушки" Минобразования России,
Музей игрушки РАО

10. Разработка минимальных
социальных стандартов,
включающих услуги по
воспитанию в
образовательных
учреждениях

I квартал
2001 года

Управление воспитания и
дополнительного образования детей
и молодежи,
Управление программ развития
материально-технической базы и
социальной сферы,
Управление экономики,
Управление региональной
образовательной политики,
Управление правового обеспечения

11. Подготовка предложений
о разработке проекта
государственной концепции
совместной деятельности
общественных,
государственных институтов,
системы образования,
средств массовой информации по созданию и
распространению
образовательных,
воспитательных, научно-
просветительных программ,
передач и других материалов

IV квартал
1999 года

Структурные подразделения
Минобразования России, органы
управления образованием субъектов
Российской Федерации, институты
РАО, государственные СМИ,
заинтересованные общественные
организации



5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.

Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо улучшить качество преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях, разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Мероприятия

Сроки
исполнения

Исполнитель

1

2

3

1. Организация разработки
учебных программ для средних и высших педагогических учебных
заведений, готовящих специалистов по внеучебной
деятельности

IV квартал
1999 года

Управление среднего профессионального образования, Управление образовательных
программ и стандартов высшего и среднего профессионального
образования

2. Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и
переподготовки руководящих
и педагогических кадров по
проблемам воспитания

I квартал
2000 года

Управление воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи, институты РАО

3. Разработка вариативных
программ и комплектов
пособий для специалистов по
внеурочной и внеучебной
деятельности

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России, институты РАО, АПКиПРО, органы
управления образованием субъектов Российской Федерации

4. Обобщение опыта работы
педагогических вузов по
подготовке специалистов в
области воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи

I квартал
2000 года

Управление высшего профессионального образования, Управление воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи

5. Проведение Всероссийского
совещания по проблемам
воспитания учащихся
начального профессионального
образования

II квартал
2000 года

Управление начального профессионального образования, Управление воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи

6. Разработка программ и
учебных планов подготовки и
переподготовки, повышения
квалификации специалистов -
организаторов внеурочной и
внеучебной деятельности в
образовательных учреждениях

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России, АПКиПРО, институты РАО

7. Издание научно-
методического сборника по
организации работы специалистов в области
воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в
образовательных учреждениях

Ill квартал
2000 года

Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, институты РАО

8. Создание целевой
аспирантуры и докторантуры,
а также системы грантов по
подготовке научных кадров,
специалистов по проблемам
воспитания

Ill квартал
2000 года

Минобразование России, институты РАО, АПКиПРО

9. Разработка научно-
методической и организационной основы деятельности федеральной системы повышения квалификации специалистов в области воспитания и дополнительного
образования, в том числе детского движения

IV квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации,
институты РАО, АПКиПРО

10. Создание специализированной структуры по разработке учебных программ для "волонтеров", "добровольцев"
детских общественных объединений на базе одного из вузов России

I квартал
2000 года

Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, органы
управления образованием субъектов Российской Федерации

11. Введение в классификатор
специальностей среднего
профессионального образования специальности "организатор воспитательной деятельности"

IV квартал
2000 года

Управление среднего профессионального образования, Управление воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи



5.3. Научное обеспечение

Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Минобразования России, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее региональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и в стране в целом.

Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО.

Основными направлениями исследований в области воспитания являются:

анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";

концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;

разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;

создание модели компьютерной информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования";

поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.

Исполнители проектов определяются на конкурсной основе.

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнитель

1

2

3

1. Формирование координационного плана проводимых в стране фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам воспитания подрастающих поколений

IV квартал
1999 года

Президиум РАО, институты РАО, структурные подразделения Минобразования России

2. Разработка концепции
первичной профилактики
употребления психоактивных
веществ обучающимися

IV квартал
1999 года

Управление социально-
педагогической поддержки и
реабилитации детей,
Департамент общего среднего
образования

3. Поддержка развития в
научных организациях и вузах
научных школ и лабораторий по
важнейшим направлениям
воспитания с обеспечением их
приоритетного финансирования

I квартал
2000 года

Институты РАО, структурные
подразделения Минобразования России,
органы управления
образованием субъектов
Российской Федерации

4. Проведение научной
дискуссии "Воспитание детей в
современных условиях: развитие содержания и механизмов"

I квартал
2000 года

Институты РАО,
структурные подразделения
Минобразования России,
органы управления образованием субъектов
Российской Федерации

5. Издание сборника концепций,
программ (в том числе
национальных и региональных)
в области воспитания детей и
учащейся молодежи (в помощь
педагогическим коллективам
образовательных учреждений)

I квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России,
президиум РАО, институты РАО

6. Создание федерального
центра профилактики и
реабилитации наркозависимости у детей и молодежи

II квартал
2000 года

Управление социально-
педагогической поддержки и
реабилитации детей

7. Создание центра по
изучению проблем наркомании,
СПИДа в детской среде

I квартал
2000 года

Институты РАО,
Минобразование России

8. Обобщение отечественного
опыта художественного
образования и воспитания
детей. Разработка современной
педагогически обоснованной
системы художественного
образования и эстетического
воспитания детей в образовательных учреждениях

I квартал
2000 года

Институты РАО

9. Социологический анализ и
диагностирование воспитательного потенциала учреждений специального образования в целях повышения эффективности их
коррекционной воспитательной
деятельности

II квартал
2000 года

Институты РАО

10. Проведение научных
исследований по проблемам
воспитания в системе среднего
профессионального образования:

  

Управление среднего
профессионального
образования, институты РАО

педагогические условия, формы и методы оптимизации социально-
профессионального становления студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

1999-2001 годы

  

психолого-педагогическая
диагностика процесса социального становления студентов вузов;

1999-2001 годы

  

совершенствование содержания, форм, методов и технологий нравственного воспитания личности, развития ее творческого потенциала

1999-2001 годы

  

11. Создание исследовательского центра по изучению проблем детского и юношеского движения

II квартал
2000 года

Институты РАО,
Минобразование России,
СПО-ФДО

12. Разработка плана научных
исследований по проблемам
содержания воспитания в
учреждениях общего среднего,
начального и высшего
профессионального образования на 2000 год

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России,
президиум РАО, институты РАО

13. Организация научных
исследований по обоснованию
специфики проблем воспитания
в детских домах и школах-
интернатах

Ill квартал
2000 года

Институты РАО, Управление
социально-педагогической
поддержки и реабилитации
детей

14. Разработка методологических подходов к программированию воспитания в образовательных
учреждениях

IV квартал
2000 года

Институты РАО

15. Разработка методологических подходов к соотношению национального и интернационального в
деятельности образовательных
учреждений всех типов

Ill квартал
2000 года

Институт национального
образования

16. Разработка научных основ
современных воспитательных
систем в общеобразовательных
учреждениях

IV квартал
2000 года

Институты РАО

17. Разработка примерной
программы гражданского
воспитания детей и учащейся
молодежи в современных
условиях

IV квартал
2000 года

Институты РАО

18. Разработка диагностического и
коррекционного комплекса
средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их
социально-профессионального
самоопределения

IV квартал
2000 года

Институты РАО

19. Разработка методологии и
механизмов прогнозирования
развития воспитания детей с
учетом особенностей различных образовательных учреждений на основе проведения мониторинга
функционирования государственной системы воспитания, создания информационной системы

IV квартал
2001 года

Институты РАО, структурные
подразделения
Минобразования России,
органы управления
образованием субъектов
Российской Федерации

20. Подготовка научно-
методических разработок,
обеспечивающих развитие
гражданского, экономического,
экологического, физического,
эстетического, нравственного
воспитания в системе
общеобразовательного учреждения

IV квартал
2001 года

Институты РАО,
Управление воспитания и
дополнительного образования
детей и молодежи

21. Разработка подходов к
диагностике состояния
воспитательного процесса на
основе проведения социологических исследований
детской и молодежной среды

IV квартал
2001 года

ГосНИИ семьи и воспитания
РАО, Управление воспитания
и дополнительного образования детей и молодежи,
Исследовательский центр
проблем качества подготовки
специалистов

22. Организация научно-
исследовательской работы
"Психолого-педагогические
основы общей стратегии
воспитания человека в системе
непрерывного образования и ее
отражение в нормативных
правовых документах"

IV квартал
2001 года

Управление воспитания и
дополнительного образования
детей и молодежи,
Исследовательский центр
проблем качества подготовки
специалистов