Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения.
5.1. Развитие нормативной правовой базы
Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развитая детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании подрастающего поколения в Российской Федерации; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.
На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области.
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1. Проведение мониторинга | В течение всего | Структурные подразделения |
2. Подготовка предложений к | IV квартал | ГосНИИ семьи и воспитания РАО, |
3. Подготовка предложений | IV квартал | Управление воспитания и |
4. Подготовка предложений |
| Заинтересованные структурные подразделения Минобразования России, |
в гражданское, семейное | IV квартал | органы управления образованием субъектов Российской Федерации, |
об | II квартал | ГосНИИ семьи и воспитания РАО |
о государственной | IV квартал |
|
о специализации | Ill квартал |
|
разработка механизма | II квартал |
|
5. Разработка рекомендаций | I квартал | Управление воспитания и |
6. Подготовка сборников | Ill квартал | Управление воспитания и |
7. Разработка рекомендаций | до 01.04.2000 | Управление воспитания и |
8. Разработка: |
| Управление воспитания и дополнительного образования детей |
минимального объема социальных услуг по | IV квартал | и молодежи, |
перечня социальных гарантий и льгот по обеспечению прав детей и учащейся молодежи на отдых и оздоровление, программы мероприятий по их реализации; | до 31 декабря |
|
(абзац в редакции приказа Минобразования России от 14 июля 2000 года N 2201 - см. предыдущую редакцию) | ||
проекта целевой | Ill квартал |
|
проекта целевой программы "Здоровье школьников" | Ill квартал |
|
9. Введение в действие | I квартал | Управление дошкольного |
10. Разработка минимальных | I квартал | Управление воспитания и |
11. Подготовка предложений | IV квартал | Структурные подразделения |
5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо улучшить качество преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях, разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1. Организация разработки | IV квартал | Управление среднего профессионального образования, Управление образовательных |
2. Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и | I квартал | Управление воспитания и |
3. Разработка вариативных | II квартал | Структурные подразделения |
4. Обобщение опыта работы | I квартал | Управление высшего профессионального образования, Управление воспитания и |
5. Проведение Всероссийского | II квартал | Управление начального профессионального образования, Управление воспитания и |
6. Разработка программ и | II квартал | Структурные подразделения |
7. Издание научно- | Ill квартал | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, институты РАО |
8. Создание целевой | Ill квартал | Минобразование России, институты РАО, АПКиПРО |
9. Разработка научно- | IV квартал | Структурные подразделения |
10. Создание специализированной структуры по разработке учебных программ для "волонтеров", "добровольцев" | I квартал | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, органы |
11. Введение в классификатор | IV квартал | Управление среднего профессионального образования, Управление воспитания и |
5.3. Научное обеспечение
Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Минобразования России, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее региональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и в стране в целом.
Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";
концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;
разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
создание модели компьютерной информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования";
поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.
Исполнители проектов определяются на конкурсной основе.
Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1. Формирование координационного плана проводимых в стране фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам воспитания подрастающих поколений | IV квартал | Президиум РАО, институты РАО, структурные подразделения Минобразования России |
2. Разработка концепции | IV квартал | Управление социально- |
3. Поддержка развития в | I квартал | Институты РАО, структурные |
4. Проведение научной | I квартал | Институты РАО, |
5. Издание сборника концепций, | I квартал | Структурные подразделения |
6. Создание федерального | II квартал | Управление социально- |
7. Создание центра по | I квартал | Институты РАО, |
8. Обобщение отечественного | I квартал | Институты РАО |
9. Социологический анализ и | II квартал | Институты РАО |
10. Проведение научных |
| Управление среднего |
педагогические условия, формы и методы оптимизации социально- | 1999-2001 годы |
|
психолого-педагогическая | 1999-2001 годы |
|
совершенствование содержания, форм, методов и технологий нравственного воспитания личности, развития ее творческого потенциала | 1999-2001 годы |
|
11. Создание исследовательского центра по изучению проблем детского и юношеского движения | II квартал | Институты РАО, |
12. Разработка плана научных | II квартал | Структурные подразделения |
13. Организация научных | Ill квартал | Институты РАО, Управление |
14. Разработка методологических подходов к программированию воспитания в образовательных | IV квартал | Институты РАО |
15. Разработка методологических подходов к соотношению национального и интернационального в | Ill квартал | Институт национального |
16. Разработка научных основ | IV квартал | Институты РАО |
17. Разработка примерной | IV квартал | Институты РАО |
18. Разработка диагностического и | IV квартал | Институты РАО |
19. Разработка методологии и | IV квартал | Институты РАО, структурные |
20. Подготовка научно- | IV квартал | Институты РАО, |
21. Разработка подходов к | IV квартал | ГосНИИ семьи и воспитания |
22. Организация научно- | IV квартал | Управление воспитания и |