Настоящая Программа разработана с учетом Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".
Состояние здоровья населения испытывает на себе влияние многочисленных факторов и является интегральным отражением природных, коммунально-бытовых, социальных и экономических процессов, происходящих в обществе.
Глубокие изменения в социально-экономической жизни общества обусловили в целом неблагоприятную медикодемографическую ситуацию, которая в Москве на протяжении последних лет характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью и отрицательным естественным приростом населения.
Численность постоянного населения в Москве с 1994 года сократилась на 1.9% и на 01.01.98 составила 8 537 200 человек (01.01.94г. - 8 700 900). В основном численность населения снижается из-за естественной убыли, ежегодно число умерших превышает число родившихся на 40-50%.
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни москвичей за те же годы несколько возросла и составила 68.2 года, в том числе у мужчин 62.8 года и женщин 73.4 года. На долю лиц старшего возраста (65 лет и старше) в начале 1998 года приходилось 14.9%, что по международным демографическим критериям позволяет отнести население города к "старому".
Наиболее серьезные изменения связаны с резким сокращением рождаемости в столице с 13.1 в 1988 году до 7.9 в 1998 году и 7.8 за 8 месяцев 1999 года (в Российской Федерации с 16.0 до 8.8 на 1000 населения). В то же время, необходимо отметить стабилизацию показателей рождаемости на протяжении 1995-98гг.
Показатель смертности населения Москвы сохранился на прежнем уровне и составил 14.6 на 1000 населения в 1998 г. и 14.7 за 8 месяцев 1999 г. Смертность жителей столицы попрежнему выше, чем в среднем по России.
На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, затем следуют злокачественные новообразования, несчастные случаи, травмы и отравления.
Особую социально-экономическую значимость имеет смертность трудоспособного населения. Основными причинами смертей в указанной возрастной категории являются травмы и несчастные случаи (34.4%), болезни сердца и сосудов (31%), злокачественные новообразования (16%).
Показатели младенческой смертности в Москве, как и в целом по стране, остаются на довольно высоком уровне, но в Москве они заметно ниже. Основной причиной младенческой смертности являются болезни перинатального периода, а также врожденные аномалии развития новорожденных.
Показатели заболеваемости свидетельствуют о росте числа заболеваний и у взрослых, и у подростков, и у детей.
Серьезную озабоченность вызывает рост наркоманий и токсикоманий, особенно у подростков и детей, заболеваемость туберкулезом, распространение ВИЧ-инфекции, значительный подъем ряда инфекционных заболеваний (корь, краснуха, вирусные гепатиты).
По прогностическим оценкам Госкомстата России, демографическое развитие в ближайшие годы по-прежнему будет определяться негативными характеристиками. Не прогнозируются, по мнению специалистов, и серьезные положительные тенденции в уровне заболеваемости населения.
Москве удалось избежать ряда тяжелых последствий социально-экономического неблагополучия в сфере охраны здоровья.
Выполнение двухгодичных медицинских программ Комитета здравоохранения позволило сохранить гарантированное медицинское обеспечение москвичей и бесперебойное функционирование всех лечебнопрофилактических учреждений. Осуществление программных мероприятий способствовало улучшению организации и оказания медицинской помощи по ряду важнейших направлений.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры сохраняется целый ряд нерешенных вопросов, препятствующих повышению эффективности охраны здоровья населения.
Перспективными направлениями в городской системе здравоохранения на ближайший период являются:
- обеспечение контроля за соблюдением медицинских стандартов и качеством медицинских услуг;
- усиление мер контроля за рациональным и экономным использованием ресурсов отрасли (внедрение медикоэкономических стандартов, контроль целевого использования бюджетных средств и др.);
- меры по оптимизации лекарственного обеспечения населения (льготного, в стационарах, в розничной торговле) и постоянный контроль этого обеспечения;
- поддержка приоритетных для городского здравоохранения научных разработок и строгий контроль внедрения результатов этих разработок;
- дальнейшее развитие службы неотложной медицинской помощи с учетом результатов проведенного эксперимента;
- развитие единой закупочной системы, централизация закупок оборудования, аппаратуры, расходных материалов;
- развитие профилактического направления в охране здоровья населения;
- дальнейшее реформирование стационарной сети и диагностических (лабораторных и инструментальных) служб.
Решение перечисленных задач предусмотрено разработанной Комитетом здравоохранения "Программой обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2000- 2001 гг.".