Особенности реализации Программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира" в России обусловлены нынешним положением страны, которая переживает сложный, во многом болезненный, период переустройства и обновления экономических основ, демократизации всех институтов и сторон жизни, утверждения новых отношений между государством и гражданским обществом. Базовые составляющие культуры мира, будучи восприняты и органично включены в духовные ценности реформируемого общества, сыграют роль основного стимула прогрессивного развития, определят облик России в XXI веке.
Наиболее актуальными для нашей страны являются такие проблемы, которые можно считать общими для большой группы стран: поиск адекватной модели экономического развития, необходимость формирования гражданского общества и правового государства, профилактика этноконфессиснальной и социальной напряженности, повышение культурного и жизненного уровня населения, укрепление федерализма внутри страны, формирование международных связей и сотрудничества на равноправных началах.
Как было заявлено на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год), социальное развитие и социальная справедливость являются необходимыми условиями достижения мира и безопасности как внутри государств, так и в отношениях между ними.
Это положение имеет принципиально важное значение для выбора правильного подхода к теоретической постановке и практическому решению задач культуры мира в России.
Необходимо рассматривать будущее России только в контексте процессов общемирового устойчивого развития, поиска новых подходов к вопросам сосуществования, основанных на культуре мира.
В период предыдущего исторического развития России, в условиях цивилизационной разобщенности народов и государств мира, поколения россиян показали много примеров, которые можно заложить в фундамент разрабатываемой программы "Культура мира". Старшее поколение сыграло решающую роль в победном завершении Второй мировой войны и обеспечении человечеству мирного послевоенного развития, создало систему образования высокого уровня, передовую науку и процветающую культуру, открыло дорогу к мирному атому и в космос. Однако на своем историческом пути Россия совершила и немало серьезных ошибок, участвовала в подавлении волеизъявления народов и граждан, в этнических и национальных конфликтах, вела войны, в том числе и гражданские, на своей территории.
Таким образом, используя уникальный богатейший исторический и духовный опыт России и Москвы, осознав, где мы находимся, куда идем, в каком обществе хотим жить, учтя все достижения и неудачи в вопросах миростроительства, можно сплотить все прогрессивные силы и использовать исторический шанс для возрождения страны, создав тем самым и уникальный пример реализации идей культуры мира.
Именно поэтому, разработка Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" должна быть ориентирована не только на стратегические цели культуры мира, но и на перелом негативных тенденций в жизни москвичей, на решение актуальных задач их бытия, а сама программа - максимально учитывать реальные условия сегодняшнего дня и жизненные потребности горожан. Она адресована поколениям третьего тысячелетия.
Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, стремясь учесть специфические особенности реализации в России миростроительных инициатив ООН, разработала и рекомендовала для реализации в регионах России пилотный проект "Культура мира в России - год 2000".
Опираясь на конкретные потребности и условия проведения работы в городе, Правительство Москвы и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО заключили Соглашение о сотрудничестве в реализации названного проекта в г.Москве. Данный документ дает ориентиры и одновременно способствует налаживанию в г.Москве комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии и толерантности, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, развития на новом этапе поликультурного московского сообщества, укрепления его связей с регионами многонационального Российского Федеративного государства.
Соглашением определены основные направления сотрудничества, которые являются ориентирами для разработки структурными подразделениями Правительства Москвы, префектурами, районными Управами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями планов конкретных мероприятий и программ действий в области культуры мира, в их числе:
информирование населения, общественности и административных структур города о целях и задачах Международного года культуры мира, связанных с осуществлением пилотного проекта "Культура мира в России - год 2000";
проведение научно-практических конференций, симпозиумов, "круглых столов" и публичных дискуссий, в том числе в городских средствах массовой информации, с целью содействовать отработке национальной модели "культуры мира" с учетом как международного опыта, так и задач и потребностей российского общества;
формирование системы комплексного воспитания населения, прежде всего, молодежи в духе мира, демократии, прав человека и толерантности;
активизация культурного, научного и экологического аспектов миростроительства и межцивилизационного диалога, содействие сохранению и популяризации национального природного, исторического наследия и культурного разнообразия;
участие в формировании и проведении политики устойчивого развития как одной из основ культуры мира, в том числе через создание равных для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям.
При этом важнейшим условием осуществления направленных, скоординированных усилий для продвижения Москвы по пути к культуре мира является гармоничное сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями граждан, средствами массовой информации, а также со всеми заинтересованными лицами.