Человечество вступает в новое тысячелетие. Завершающийся исторический период был насыщен войнами, конфликтами, насилием, нетерпимостью. За последние сто лет в результате двух мировых и многочисленных локальных войн погибло больше людей, чем за всю предшествующую историю. Долгие годы "холодной войны", которая велась практически на всей территории нашей планеты, противостояние мировых систем были также связаны с огромными жертвами.
С окончанием этого периода в повестку дня международных форумов все чаще стали ставиться вопросы о ликвидации глубинных корней войн и насилия, проникших в социальную ткань человечества, о формировании культуры мира как всеобщей системы ценностей, взглядов и видов поведения, отражающей социальные отношения, построенные на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности, отказа от насилия и предотвращения конфликтов путем устранения их причин.
Гуманистические идеалы у большинства населения земли сегодня сочетаются с осознанием катастрофических последствий, к которым могут привести глобальные военные конфликты, бездумное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение морально-этических принципов сосуществования, насилие и нетерпимость во взаимоотношениях.
Однако и сегодня мы наблюдаем вопиющие случаи попрания прав и свобод личности, народов, государств, нарушение принципов международного права, примеры соглашательства ради реализации корпоративных интересов. Различные государства, члены международного сообщества применяют силу для решения внутренних и внешних противоречий, в результате чего гибнут ни в чем не повинные люди. Мировое сообщество в целом оказывается неспособным решить многие проблемы без применения силы, но и применение силы не дает уверенности в разрешении противоречий.
Именно поэтому, на рубеже веков и тысячелетий, императивом становится не только отказ от войны в пользу мира, но и переход к активным действиям, созидающим международную стабильность, мирное сосуществование государств и народов, терпимость и дружелюбие в человеческих отношениях.
Генеральная Ассамблея ООН на своей 52-й сессии 20 ноября 1997 года приняла резолюцию 52/13 "Культура мира", а на 53-й сессии 10 ноября 1998 года - "Декларацию о культуре мира" и "Программу действий в области культуры мира". В этих документах содержится определение смысла и значения культуры мира, указываются основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуре мира, формулируются цели и стратегия этой деятельности, рекомендуются конкретные меры в целях содействия становлению культуры мира на национальном, региональном и международном уровнях.
Построение культуры мира должно привести человечество к принципиально иному по отношению к прошлому мироосознанию, необходимому для дальнейшего поступательного цивилизационного развития. Эта задача столь значительна, что может быть решена лишь в том случае, если она станет основой всей международной, межгосударственной деятельности и отношений межличностного общения, а вся система Организации Объединенных Наций и государства - члены будут считать ее своим главным приоритетом.
По инициативе ЮНЕСКО уже в течение ряда лет во многих государствах - членах ООН ведется работа по реализации Комплексной междисциплинарной программы "На пути к культуре мира". Стимулом к активизации и расширению рамок этой деятельности явилось провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2000 года Международным годом культуры мира.
Культура мира является всеобъемлющим процессом глубоких преобразований и долгосрочных действий, направленных на укоренение в сознании и образе жизни людей устойчивых традиций, наиболее существенными из которых являются: уважение к людям и их правам; отказ от любых форм проявления насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма, терпимое отношение к различиям между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами людей; признание равных прав и возможностей женщин и мужчин; признание права каждого на свободу выражения мнений и получения информации; приверженность принципам социально-ориентированного общества, которое охраняет права слабых путем принятия последовательных и долгосрочных мер, направленных на развитие общества, основанного на принципах взаимной поддержки.
Культура мира заключается в превращении жестокой конкуренции в сотрудничество. Это переход от логики силы и страха к силе разума и доброжелательности путем образования и воспитания, обмена и распространения информации, объединения усилий государства и общества на всех уровнях - от международного и национального до регионального, местного и межличностного.