Недействующий

О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации (с изменениями на 23 сентября 2008 года) (утратило силу с 01.10.2014 на основании постановления Правительства Москвы от 23.09.2014 N 569-ПП)

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 декабря 1999 года  N 1125


Основные принципы (концепция)
законодательного обеспечения системы утилизации
автотранспортных средств на территории Москвы


Состояние вопроса

Отсутствие в Российской Федерации и в городе Москве надлежащего нормативно-правового обеспечения способов решения задач выведения из эксплуатации, сбора, хранения и переработки автотранспортных средств (АТС) не позволяет реализовать комплексный подход к проблеме утилизации. В существующих условиях собственники автотранспортных средств, московская городская администрация, органы власти районов вынуждены руководствоваться лишь самыми общими нормами законодательства России, которые делают их взаимоотношения безмотивационными, бюрократически громоздкими, экономически неэффективными и организационно нереализуемыми.

Правовые проблемы отношений
по утилизации автотранспортных средств

В рамках разрабатываемой правовой концепции необходимо решить следующие вопросы:

1. Прекращение права собственности на автотранспортные средства при их утилизации и возникновение права собственности на автотранспортные отходы.

2. Административно-правового обеспечения отношений между всеми участниками процесса выведения из эксплуатации, сбора, хранения и переработки АТС.

3. Правового обеспечения финансовых отношений между всеми участниками процесса сбора, хранения и переработки автотранспортных средств и их отходов.

Для обеспечения вывода из эксплуатации и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации, необходимо решить следующие основные задачи правового регулирования отношений:

- регламентацию порядка отнесения автотранспортных средств к отходам;

- учет автотранспортных средств, находящихся в собственности субъектов права;

- разграничение полномочий московской городской администрации и органов власти районов в названной сфере отношений;

- разработку и внедрение правовых механизмов взаимодействия московской городской администрации и органов власти районов между собой, а также между названными органами, собственниками автотранспортных средств и другими участниками отношений (переработчиками, страховыми компаниями, налоговыми органами и др.);

- регулирование деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств;

- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в процессе реализации всего цикла утилизации автотранспортных средств.

Специфика законодательного обеспечения отношений
по утилизации автотранспортных средств

Отношения, связанные со сбором, хранением и переработкой АТС, подлежащих утилизации, характеризуются тремя основными особенностями:

1. Названные отношения регулируются методами, присущими разным отраслям права, что указывает на комплексный характер предлагаемого к разработке законодательства.

При реализации процесса утилизации АТС используются нормы гражданского права, административного права, финансового права, экологического права, земельного права, а также нормы некоторых других отраслей права.

2. Проблемы утилизации автотранспортных средств не могут быть в полной мере урегулированы законодательством города Москвы как субъекта Российской Федерации, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское право, основополагающие принципы административного и финансового права находятся в ведении Российской Федерации.

3. Неравномерность социально-экономического развития регионов России предопределяет различное отношение субъектов Российской Федерации к приоритетности законопроектной деятельности по утилизации автотранспортных средств. В этой связи Федеральное законодательство должно устанавливать лишь общие принципы, делегируя права по обеспечению этой деятельности субъектам Российской Федерации.

Основные направления законопроектной работы

Разработка системы законодательного обеспечения сбора, хранения и переработки автотранспортных средств может быть осуществлена на основе учета двух основополагающих принципов:

1. Закрепленного Конституцией Российской Федерации принципа разграничения предметов ведения.

2. Системного подхода к разработке законодательных и иных нормативных актов, касающихся рассматриваемого предмета.

В качестве базового законодательного акта предлагается разработать проект Федерального закона "Об утилизации автотранспортных средств в Российской Федерации", определяющий:

- порядок и критерии отнесения автотранспортного средства к отходам или его отнесения к категории автотранспортных средств временно выведенных из эксплуатации (например: долговременный ремонт, коллекционное имущество и т.п);

- порядок использования, хранения и парковки автотранспортных средств;

- права и обязанности собственника и/или владельца в случае добровольной или принудительной переработки автотранспортного средства;