До января 1997 года уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств предусматривалась статьей 86 УК РСФСР, содержавшейся в главе "Иные государственные преступления". Преступление по своему составу являлось как материальным, так и формальным, то есть, во втором случае оно считалось оконченным с момента совершения деяния, могущего вызвать наступление вредных последствий; ответственность предусматривалась среди прочего и за действия, повлекшие или могущие повлечь нарушение нормальной работы транспорта и связи. В новый УК РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года, введена соответствующая статья 267, диспозиция которой значительно уже диспозиции прежней нормы. В частности, ответственность субъекта по статье 267 УК РФ за перечисленные в диспозиции преступные действия наступает лишь в случае причинения средней тяжести вреда здоровью, смерти потерпевших либо причинения крупного ущерба. Нарушение работы транспорта и связи в качестве основания для привлечения к уголовной ответственности новым УК РФ не предусмотрено.
Практика показывает, что в последние годы небывалый размах приобрели факты хищений изделий из цветных металлов и разоборудования средств сигнализации и связи на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, что приводит к разрушению и повреждению транспортных средств, путей сообщения, другого транспортного оборудования. Перечисленные деяния, если они не привели к наступлению указанных в диспозиции статьи 267 УК РФ вредных последствий, квалифицируются лишь как хи-щение по статье 158 УК РФ.
В то же время в результате разрушения и повреждения транспортных средств, путей сообщения и т.д. нарушается работа транспорта и связи, что выражается в нарушении графиков движения, железная дорога и другие предприятия транспорта несут материальные убытки, происходит дезорганизация в работе предприятий железнодорожного, воздушного и водного транспорта, пассажиры терпят моральный и материальный ущерб.
Расширение диспозиции настоящей статьи и введение уголовной ответственности за указанные в части первой статьи 267 действия, которые повлекли нарушение работы транспорта и связи, существенно расширят сферу применения данной нормы, позволят правоохранительным органам более эффективно противодействовать правонарушениям в области безопасности движения на транспорте.
Принятие указанных дополнений окажет также мощное профилактическое воздействие на правонарушения, связанные с блокированием транспортных коммуникаций.
Усиление уголовных санкций в статье 267 УК РФ обусловлено необходимостью усиления борьбы с указанными преступлениями, поскольку ее объектом является безопасность транспорта, нарушения которой могут привести к лишению жизни и утрате здоровья многих людей.
Принятие рассматриваемых изменений не потребует дополнительных финансовых и материальных затрат федерального и местных бюджетов.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы