УТВЕРЖДЕНО
Первым заместителем иинистра
топлива и энергетики
Российской Федерации
В.И.Оттом
25 марта 1998 года


Правила проведения энергетических обследований организаций



Настоящие Правила устанавливают порядок проведения энергетических обследований организаций в целях оценки эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов и определения возможностей снижения затрат на топливо- и энергообеспечение. Положение действует на территории Российской Федерации и обязательно для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности.

Термины и определения


В настоящих Правилах используются следующие термины и определения: энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;

топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;

эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;

показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;

вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;

непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов и бесхозяйственностью;

потребитель ТЭР - юридическое лицо (организация), независимо от форм собственности, использующее топливно-энергетические ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды;

энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

энергоаудитор - юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ.

I. Общие положения

1.1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению".

1.2. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки), определения возможностей ее повышения и затрат на реализацию энергоэффективных решений.

1.3. Правила проведения энергетических обследований организаций (далее Правила) распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции и услуг, на собственные нужды (далее - потребителей ТЭР), а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.

1.4. Правила устанавливают порядок проведения энергетических обследований потребителей ТЭР во всех сферах экономики Российской Федерации, регламентирует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований.

II. Организация энергетических обследований

2.1. Общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР в Российской Федерации осуществляет Главгосэнергонадзор России.

2.2. Организацию работ по энергетическому обследованию потребителей ТЭР на территории субъектов Российской Федерации осуществляют региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России.

2.3. Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР предоставляется:

- региональным (территориальным) органам Главгосэнергонадзора России;

- организациям, осуществляющим энергетические обследования (далее - энергоаудиторам).

Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят энергетические обследования по планам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России и согласованным с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.

2.4. В своей деятельности Главгосэнергонадзор России и подчиненные ему региональные и территориальные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, "Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, правилами пользования электрической, тепловой энергией и газом, правилами учета электрической, тепловой энергии и газа, положениями о структурных подразделениях Главгосэнергонадзора России, другими нормативно-правовыми документами, регулирующими их деятельность.

2.5. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:

обладать правами юридического лица;

иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;

располагать квалифицированным и аттестованным персоналом.

иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;

иметь лицензию Минтопэнерго России на право проведения энергетических обследований, выдаваемую в порядке, установленном Методическими указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) в области энергетики (РД 34 38.128-95);

иметь аккредитацию в региональном (территориальном) органе Главгосэнергонадзора России.

2.6. В своей деятельности энергоаудитор руководствуется нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанными в п.2.4, а также собственным Уставом.

2.7. Энергоаудитор до начала отчетного периода (квартал, год) информирует региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России о предстоящих энергетических обследованиях.

III. Виды энергетических обследований

3.1. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс.тонн условного топлива или более 1 тыс.тонн моторного топлива в год.

Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР - не реже одного раза в три года.

3.2. Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс.тонн условного топлива или менее 1 тыс.тонн моторного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок энергетических обследований указанных потребителей ТЭР разрабатывается организацией, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовывается с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.3. Существуют шесть видов энергетических обследований организаций:

предпусковое и предэксплуатационное;

первичное;

периодическое (повторное);

внеочередное;

локальное;

экспресс-обследование.

3.4. Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования, региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят обследование смонтированного оборудования с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.

По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования.

3.5. Первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследование имеют право проводить органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы.

3.6. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетность по их использования, анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).

Эффективность использования ТЭР определяется только по результатам инструментального обследования.

Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.

Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца.

По результатам обследования выдается предписание (рекомендации), об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.

3.7. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).

По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР и выдается предписание (рекомендации) аналогичные указанным в п.3.6.

3.8. Внеочередное обследование проводится по инициативе регионального (территориального) органа Главгосэнергонадзора России или администрации субъекта Федерации в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.

3.9. Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.

IV. Методики проведения энергетических обследований

4.1. Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России производят энергетические обследования организаций по методикам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России.

4.2. Энергоаудиторы производят энергетические обследования либо по методикам, применяемым в органах Главгосэнергонадзора России, либо самостоятельно разрабатывают методики проведения энергетических обследований, согласовывая их с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России.

4.3. Указанные методики должны разрабатываться на основе существующих методов оценки эффективности использования ТЭР в отраслях экономики.

4.4. Перед проведением энергетического обследования энергоаудитор составляет техническое задание (программу) на выполнение работ в соответствии с выбранной методикой и согласовывает ее с обследуемым потребителем ТЭР.

V. Требования к обследуемым потребителям ТЭР

5.1. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:

обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;

предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;

устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.

5.2. При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:

необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);

данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;

документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договора на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.д.);

статистическую отчетность организации о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении.

при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт.

VI. Оформление результатов энергетических обследований

6.1. Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы по завершении энергетических обследований оформляют следующую документацию:

акт (отчет) о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;

инструментально подтвержденный топливно-энергетичеокий баланс;

энергетический паспорт;

рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации -  программу) по повышению эффективности использования ТЭР снижению затрат на топливо- и энергообеспечение.

В дополнение к указанным документам региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России выдают предписание об устранении нарушений в использовании ТЭР.

Примечание: косвенная оценка параметров эффективности использования топливно-энергетических pecypсов не допускается.

6.2. В результатах энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимости их реализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»