Собственность и управление ею являются одним из основных средств реализации социально-экономической политики города.
Управление собственностью - комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.
Город в отношениях собственности выступает в двух аспектах:
- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающей их выполнение; обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию собственности;
- хозяйствующего субъекта и собственника, активно действующего на рынке. Собственная хозяйственная деятельность города ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.
Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной для проживания городской среды.
Предпосылкой для разработки Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция) явилась необходимость:
- участия субъекта Российской Федерации в регулировании рыночных отношений;
- разрешения противоречий между участниками рыночных отношений;
- поиска дополнительных источников дохода городского бюджета и экономии ресурсов;
- создания благоприятного инвестиционного климата для отечественного и иностранного капитала;
- протекционизма по отношению к отечественному производителю;
- формулирования и закрепления в нормативно-правовой форме интересов города в сфере управления собственностью.
Целями разработки Концепции являются:
- формулирование требований к системе управления собственностью Москвы на современном этапе;
- установление границ, степени и способов влияния города на общий хозяйственный оборот;
- определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования собственности города для решения задач, стоящих перед Москвой на период до 2005 года.
В результате решения поставленных Концепцией задач к 2005 году:
- создается городская казна;
- вводится система продажи земельных участков, на которых инвестором возведены объекты, согласующиеся с Генеральным планом развития Москвы;
- префектам административных округов и органам власти районов передаются полномочия собственника по вопросам аренды недвижимости, участия в управлении акционерными обществами, расположенными на подведомственных территориях;
- завершается формирование и наполнение системы учета собственности, находящейся в границах города, и городской собственности вне территории Москвы;
- завершается разграничение собственности между Российской Федерацией и Москвой;
- увеличиваются поступления арендной платы за счет оформления единого договора аренды на имущество и земельный участок и сокращения сроков оформления;
- создается единое информационное пространство по управлению городским хозяйством;
- осуществляется переход на принятие управленческих решений на основе применения экономико-математических методов.
Концепция предусматривает:
- увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом;
- ежегодную разработку (корректировку) плана мероприятий по ее реализации.