Данные методические рекомендации предназначены для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения и планирования сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации разработаны на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387, Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096 и Методических рекомендаций о порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравом России, ФОМС, Минфином России.
Все вышеуказанные документы имеют единую методологию обеспечения сбалансированности обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с имеющимися ресурсами, направлены на создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Субъекты Российской Федерации на основании данных методических рекомендаций могут самостоятельно определять возможности применения рекомендуемых нормативов в зависимости от региональных особенностей, сложившегося уровня развития здравоохранения и состояния материально-технической базы отрасли, уровня здоровья населения, также имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Определение потребности в объектах системы здравоохранения и планирование сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах РФ.
При построении перспективной сети ЛПУ необходимо учитывать следующие факторы:
специфику субъекта Российской Федерации;
обеспечение доступности медицинской помощи для городского и сельского населения;
специализацию и интеграцию медицинской помощи на различных иерархических уровнях ее организации;
функциональное единство амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений для городского и сельского населения;
этапность организации медицинской помощи в соответствии с иерархией расселения населения;
реструктуризацию видов и объемов медицинской помощи с переносом центра тяжести на амбулаторно-поликлинические виды медицинской помощи и стационарозамещающие технологии;
обеспечение потребности населения во всех видах медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости;
обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи федеральным нормативам и стандартам, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
обеспечение соответствия мощности учреждений здравоохранения субъекта РФ планируемым объемам медицинской помощи и ожидаемым финансовым ресурсам;
повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения, внедрение ресурсосберегающих технологий;
медицинское районирование и зонирование сети ЛПУ;
дифференциация медицинской помощи по иерархическим уровням;
целесообразность размещения, типологии, номенклатуры, числа, мощности и структуры лечебно-профилактических учреждений.
Планированию сети ЛПУ предшествует анализ:
медико-демографической ситуации;
уровня и структуры заболеваемости населения;
системы оказания медицинской помощи;
климатогеографических параметров;
сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.
Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение, для амбулаторно-поликлинического отделения - врачебную должность, обеспечивающую объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.
Минимально допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотности населения следует считать отделение на 20 - 30 однопрофильных коек, что соответствует величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.
По ряду узкоспециализированных видов помощи минимальной функциональной лечебной единицей целесообразно считать не отделение, а специализированное учреждение определенной мощности или типовой корпус.