Действующий

Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом

Приложение 3
к приказу Минздрава России
от 6 мая 1997 года N 135

     
Структурированная программа
по обучению детей и подростков, страдающих сахарным диабетом

     

Занятие 1

     
Темы занятия: "Знакомство с пациентами" (1.0); "Что такое диабет?" (2.0)

1. Цель занятия: Выяснение исходного уровня знаний пациентов и их родителей по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов и их родителей с современными представлениями о природе сахарного диабета.

2. Задачи занятия: Дать представление пациентам и их родителям о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

3. План занятия:

3. Организационные вопросы:

3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием. Что привело пациента и его родителей в "Школу диабетика" и т.д.);

3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий;

3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов и их родителей по сахарному диабету;

3.2. Природа болезни:

3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза);

3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина);

3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое "почечный порог" для глюкозы, что такое "ремиссия" сахарного диабета.

Необходимый материал для проведения занятия "Знакомство с пациентами": методические карточки белого цвета - 5 шт.; контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов и их родителей (43 вопроса); именные ("визитные") карточки для пациентов; блокноты для записей (для пациентов); шариковые ручки для пациентов.

Необходимый материал для проведения занятия "Что такое диабет?": методические карточки белого цвета - 19 шт., доска, мел; наглядные пособия: "Содержание сахара в крови", "Клеткам нужен сахар!", "Инсулин снижает сахар в крови", "Признаки высокого содержания сахара в крови", "Почечный порог" для сахара".

По окончании занятия пациент и его родители должны знать: общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, "нормальном" ритме его секреции.

По окончании занятия пациент и его родители должны уметь распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

"Знакомство с пациентами" (1,0)


Поприветствовать пациентов и их родителей.

Попросить каждого из пациентов (или их родителей) представиться и рассказать: как долго ребенок болеет сахарным диабетом; как он до сих пор лечился; какие проблемы возникают у пациентов или у их родителей в связи с тем, что ребенок болен диабетом; с какой целью решили посещать занятия; кто посоветовал посещать занятия.

Спросить: Как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю заболевания? Выслушать ответы пациентов и их родителей.

Дополнить: Знание современных принципов лечения сахарного диабета и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно регулировать свое лечение.

Подчеркнуть: Хороший контроль сахарного диабета является на сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения сосудистых осложнений.

Указать, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.

Назвать наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.