Действующий

Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом

Приложение 2
к приказу Минздрава России
от 6 мая 1997 года N 135

Структурированная программа по обучению больных сахарным
 диабетом в "Школе диабетика"

     

Занятие 1

     
Темы занятия: "Знакомство с пациентами" (1,0), "Что такое диабет?" (2,0).

1. Цель занятия: Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета.

2. Задачи занятия: Дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

3. План занятия:

3.1. Организационные вопросы:

3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, что привело его в "Школу диабетика" и т.д.);

3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий;

3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету.

3.2. Природа болезни:

3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза);

3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина);

3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое "почечный порог" для глюкозы, что такое "ремиссия" сахарного диабета.

4. Необходимый материал для проведения занятия:


Тема "Знакомство с пациентами" (1,0): методические карточки белого цвета - 5 шт.; контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (43 вопроса); именные ("визитные") карточки для пациентов; блокноты для записей (для пациентов); шариковые ручки для пациентов.

Тема "Что такое диабет?" (2,0): методические карточки белого цвета - 19 шт.; доска, мел; наглядные пособия: "Содержание сахара в крови"; "Клеткам нужен сахар!"; "Инсулин снижает сахар в крови"; "Симптомы высокого содержания сахара в крови"; "Почечный" порог для сахара".

По окончании занятия пациент должен знать: общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции.

По окончании занятия пациент должен уметь: распознавать симптомы повышенного содержания сахара а крови.

Поприветствовать пациентов, попросить каждого из пациентов представиться и рассказать:

- как долго он болеет сахарным диабетом?

- как до сих пор лечился?

- какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен диабетом?

- с какой целью решил посещать занятия?

- кто ему посоветовал посещать занятия?