Приложение 1
к приказу Минздрава России
от 6 мая 1997 года N 135
Принципы обучения больных сахарным диабетом
методам самоконтроля
(Пособие для врачей)
Предисловие
Сахарный диабет - острейшая медико-социальная проблема национальных систем здравоохранения практически всех стран мира. Миллионы людей России страдают этим стремительно прогрессирующим заболеванием. Каждые 12-15 лет число больных диабетом удваивается. Широкая распространенность, самая ранняя инвалидизация, высокая смертность ставят сахарный диабет в ранг приоритетов здравоохранения Российской Федерации.
Исключительная актуальность проблемы диабета, определение его Всемирной организацией здравоохранения как "эпидемии неинфекционного заболевания", индуцировали во всем мире принятие радикальных мер по борьбе с этой коварной болезнью. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96, Постановлением Правительства РФ от 07.09.96 принята Федеральная программа "Сахарный диабет". Ее основная цель - повышение качества жизни больных диабетом. Среди различных разделов программы одним из важнейших является организация школ обучения больных. Основная задача таких школ (центров) передать больным в доступной форме максимальный объем информации о болезни, о принципах лечения, режиме питания, отдыха, выборе профессии, планировании семьи и т.д., то есть ответить больному на бесконечное число вопросов, которые жизнь ставит перед ним. Обучение больных диабетом методам самоконтроля, "управления" своей болезнью осуществляется в постоянном контакте с лечащим врачом, представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения качества помощи больным и диабетологической службы.
В настоящем руководстве представлен формализованный информационно-методологический модуль по обучению больных сахарным диабетом с учетом обобщенного международного опыта, подготовленный рабочей группой в составе: д.м.н.Анциферова М.Б. (Эндокринологический научный центр РАМН), к.м.н.Одут Е.А. (кафедра детской эндокринологии РМА - ПО Минздрава РФ), к.м.н.Мартынова В.Л. (Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ). Больные, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно-полезного труда.
Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в практику будет полезным как для больных, так и для врачей эндокринологов-диабетологов в их повседневной работе.
Директор Федерального
диабетологического центра МЗ РФ,
Главный эндокринолог Минздрава РФ,
академик РАМН
И.И.Дедов
Введение
Сахарный диабет является одной из самых значительных медицинских и социальных проблем. Это обусловлено огромной и возрастающей с каждым годом численностью больных, а также тяжестью инвалидизирующих сосудистых осложнений. По определению ВОЗ сахарный диабет представляет сегодня "эпидемию неинфекционного заболевания", которая требует, в связи с широкой распространенностью и тяжестью последствий, немедленного и оперативного решения.
В России зарегистрировано 2 миллиона диабетиков, но, с учетом выборочных эпидемиологических исследований, количество больных уже сегодня достигает 10 млн. человек и такое же число составляют лица с нарушенной толерантностью к глюкозе, т.е. потенциальные больные, у которых клинические признаки диабета могут скоро появиться. Катастрофически растет заболеваемость сахарным диабетом среди детского населения - на сегодняшний день в России более 20000 детей и подростков страдают этим тяжелым заболеванием. Печально, но статистика показывает, что уже через несколько лет от манифестации заболевания (особенно при заболевании в детском и юношеском возрасте) у большинства больных развиваются грозные офтальмологические и почечные осложнения, что обуславливает раннюю инвалидизацию этих больных и преждевременную смертность.
Многочисленными исследованиями доказано, что только состояние нормогликемии или приближенное к нему может помочь предотвратить возникновение микро и макроангиопатий и поэтому единственно реальная профилактика на сегодняшний день сосудистых осложнений заключается в максимальной компенсации метаболических нарушений, свойственных сахарному диабету.
Казалось бы, в руках у врачей есть все средства для того, чтобы хорошо лечить болезнь: прекрасные сахароснижающие препараты, новые скрининговые методы определения нарушений углеводного обмена, отработана оптимальная терапевтическая тактика в отношении инсулинотерапии и планирования питания, но количество больных, находящихся в состоянии хронической декомпенсации (а значит с высоким риском возникновения диабетических осложнений), также, как число больных, уже имеющих их, к сожалению не уменьшается. Не вызывает сомнения тот факт, что без заинтересованного и грамотного участия пациентов в своем лечении достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета является нереальным. Поэтому обучение пациентов самоконтролю заболевания, включающем не только самостоятельное определение в домашних условиях уровня сахара крови, но и умение изменять, в соответствии с полученными показателями, проводимое лечение, становится сегодня одним из важнейших звеньев лечения диабета. Улучшение качества самопомощи может стать реальной профилактикой острых и отдаленных осложнений, что в свою очередь приведет к уменьшению материальных затрат на стационарное лечение и будет выгодно как для больного, так и для государства. В настоящее время пациенты с сахарным диабетом I типа, в связи с тяжестью течения заболевания, требуют вдвое более частой и продолжительной госпитализации, чем при других хронических заболеваниях.
Таким образом, обучение больных грамотному самоконтролю заболевания при тесной взаимосвязи с лечащим врачом имеет огромное практическое значение, представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения диабетологической службы. В связи с этим все диабетологические кабинеты, отделения и центры медицинской профилактики должны обеспечивать обучение пациентов с сахарным диабетом. Следует также отметить, что любому человеку, независимо от того, болен он диабетом или нет, в связи с широкой распространенностью заболевания необходимо знать о таком заболевании, как диабет. Это поможет вовремя распознать основные клинические признаки болезни и незамедлительно обратиться к врачу.
Следует сказать, что многие пациенты понимают, что сахарный диабет является особым хроническим заболеванием, при котором главную действующую роль в лечении и контроле над заболеванием играет сам больной и его семья, особенно это относится к родителям маленьких пациентов. Сегодня уже большой процент больных обеспечены современными средствами для контроля диабета и, безусловно, все пациенты заинтересованы в благоприятном прогнозе. Таким образом, большинство больных имеют достаточно высокую мотивацию на обучение самоконтролю диабета.
Но для врачей, которые хотят обучать заинтересованных пациентов, возникают трудности в связи с отсутствием методической литературы по технологии обучения и ведению занятия - ведь профессиональное знание диабетологии не означает равноценного педагогического умения обучить больного. Поэтому, чтобы помочь практическим врачам методически правильно проводить занятия с пациентами, авторским коллективом Эндокринологического научного центра РАМН совместно с кафедрой эндокринологии детского и подросткового возраста Российской академии последипломного образования Минздрава РФ и Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья был разработан и уже внедряется в практику специальный информационно-методический модуль для школ по обучению самоконтролю заболевания пациентов с сахарным диабетом. Он состоит из отдельных блоков:
- программа для врачей, работающих со взрослыми пациентами;
- программа для врачей, обучающих родителей детей и подростков с сахарным диабетом, которая во многом сходна с программой для обучения взрослых, но в ряде тем имеет значительные отличия, связанные с особенностями детского возраста;
- цветные микроплакаты диеты больных сахарным диабетом (24 шт.),
- цветные плакаты по темам занятий (15 шт.).
Организация и характер работы школ по обучению пациентов с сахарным диабетом
Для организации школы по обучению больных сахарным диабетом минимально необходимо следующее:
- заинтересованный в обучении пациентов медперсонал, знакомый с методикой преподавания в Школах диабета;
- помещение для проведения занятий, отвечающее необходимым санитарно-гигиеническим требованиям;
- наличие приборов-глюкометров и тест-полосок для контроля гликемии и глюкозурии;