2.1. Предварительный сбор данных - методика сбора и обработки результатов.
На подготовительном к обследованию этапе собирается на основе картографической информации и визуальных обследований информация по точным местам постов и координаты сечений всех видов наблюдения. При визуальных наблюдениях оценивается возможность ведения наблюдений и опросов на постах, уточняется местоположение и количество необходимого числа учетчиков с учетом реальной интенсивности ТП, рассматривается обеспечение безопасности учетчиков.
2.2. Опрос водителей о маршрутах движения - методика сбора
На всех постах опроса в течение времени обследования с 10.00 до 14.00 производится выборочный опрос водителей проезжающих ТС (в оба направления). Транспортные средства, подлежащие опросу, останавливает сотрудник ГИБДД ГУВД г.Москвы, имеющий право и соответствующие атрибуты на остановку ТС. Выбор ТС для остановки должен производиться исключительно случайным образом, вопреки профессиональным мотивам поведения сотрудников ГИБДД ГУВД г.Москвы.
Водитель остановленного ТС, только при наличии его добровольного согласия, опрашивается по следующим вопросам:
- маршрут движения от начала до конца данной конкретной поездки, по важным, с точки зрения водителя, и по точно известным водителю названиям элементов сети, например: Керченская ул., Каховка, Профсоюзная, Ленинский пр-т, Охотный ряд, Сретенка, пр-т Мира, Медведково - Народная ул. (очевидно пропущенные при перечислении маршрута улицы - Наметкина, Якиманка, Лубянка и др. легко могут быть восстановлены при анализе анкеты). Учетчик, используя выданную ему специальную карту с оцифрованными узлами на УДС города, заносит маршрут в анкету в виде набора цифр по маршруту, причем начало и конец маршрута указываются предметно, например: "Керченская ул., 23, 37, 12, 64, 61, 41, 48, Народная ул.". При неясности выяснения маршрута водитель просто показывает на карте учетчика как он едет, а учетчик проставляет цифры в анкете по указанному маршруту;
- цель поездки: работа, на работу (учебу), бытовая и т.д.;
- через какое время после завершения маршрута ожидается следующая поездка (сразу, через 5-15 мин, через неделю и т.д.).
Помимо вопросов в заполняемой на данного водителя рубрике анкеты содержатся разделы для заполнения учетчиком сразу после расставания с опрашиваемым водителем:
- тип ТС;
- принадлежность (место регистрации) - код региона;
- заполняемость/загруженность ТС.
Учетчик по окончании опроса вручает водителю специально разработанную цветную карточку для установки на ветровом стекле (как вариант - учетчик наклеивает карточку на ветровое стекло снаружи) для исключения повторной остановки для опроса на других постах.
Целесообразно изыскать форму благодарности водителям, ответившим на вопросы: например, вручать подарок рекламно-сувенирного характера по автомобильной тематике (автомобильный журнал, атлас дорог и т.п.).
Расстановка 250 постов для опроса должна отвечать следующим общим требованиям:
- часть постов (около 30) должны располагаться на основных магистралях непосредственно на въезде на МКАД со стороны области;
- часть постов (около 40) должны располагаться на всех улицах, выходящих на МКАД со стороны города, в районе ближайшего к МКАД значимого по загрузке пересечения;
- часть постов (около 30) должны располагаться на большинстве улиц, выходящих на Садовое кольцо со стороны области, в районе ближайшего к Садовому кольцу значимого по загрузке пересечения;
- часть постов (около 20) должны располагаться в центре внутри Садового кольца на пересечениях Бульварного и Кремлевского колец;
- часть постов (около 40) должны располагаться по пересечениям в зоне трассы строящегося 3-го транспортного кольца;
- часть постов (около 90) должны быть равномерно распределены по ширине кольца, образованного МКАД и трассой строящегося 3-го транспортного кольца.
Расположение поста для опроса водителей должно отвечать следующим требованиям:
- пост должен располагаться на некотором расстоянии от пересечений, так, чтобы ТС еще не могли разогнаться после перекрестка либо уже начали тормозить перед перекрестком;
- должно быть место для остановленных 3-4 автомобилей (в том числе и грузовых), причем остановленные автомобили не должны затруднять движение ТП и пешеходам, а движение учетчиков к опрашиваемому водителю автомобиля максимально безопасным;
- мест опроса для конкретного поста должно быть не менее 2-х для обоих направлений, а на ряде постов - 4 места опроса: по два направления для двух перпендикулярных улиц пересечения. При этом учетчики равномерно распределяют время работы на всех местах опроса.
Примерная дислокация постов опроса водителей приведена на рис.1*. Результаты опроса собираются, систематизируются, подвергаются предварительной обработке и вводятся в специально разработанном формате в электронную базу данных. Затем с помощью специально разработанного программного обеспечения строится матрица корреспонденций между УТР, решаются различные прикладные вопросы связанные с интенсивностью ТП и многообразием маршрутов по корреспонденциям между УТР.
________________
* Рис.1 не приводится. Примечание "КОДЕКС".
2.3. Суточное обследование загрузки сети - методика сбора данных.