Действующий

Об утверждении Методологических положений по организации и проведению обследования потребительских ожиданий населения

 УТВЕРЖДЕНО
                                   постановлением Российского
статистического агентства

                                         от 2 августа 1999 года N 62



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по организации и проведению обследования
потребительских ожиданий населения

1. Основные принципы
организации и проведения обследования


Обследование потребительских ожиданий населения (далее - обследование) проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

Теоретической предпосылкой настоящего обследования является положение о том, что потребительские решения населения влияют на перспективы развития экономики. Оценка человеком своего личного материального положения и общих экономических условий во многом определяет его потребительские намерения. В совокупности такие намерения оказывают серьезное воздействие на экономику и служат достаточно точными показателями изменений в будущих расходах и сбережениях потребителей.

Во многих странах, в том числе и в тех, где происходит становление рыночной экономики, проводятся опросы потребителей, на основе которых рассчитываются обобщающие показатели (например, consumer sentiment index - индекс потребительских настроений, consumer confidence index - индекс уверенности потребителя). Многолетний опыт проведения подобных исследований показал эффективность применения получаемых результатов для анализа и прогнозирования основных тенденций развития экономических процессов.

Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.

В соответствии с целью определены следующие задачи обследования:

- изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;

- изучение мнения населения о динамике личного материального положения;

- изучение мнения населения о рынках товаров/услуг и сбережений;

- расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;

- исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;

- анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.

Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования.

Единица наблюдения - отдельный человек.

Проведение обследования потребительских ожиданий населения на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России. Опросы населения проводятся методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов.

Опрос строится на основе принципов добровольности участия респондентов. Данные по конкретному респонденту конфиденциальны и используются только в обобщенном виде. Организаторы обследования и интервьюеры в своей работе руководствуются инструкциями, разработанными Госкомстатом России.

Входной информацией являются показатели формы федерального статистического наблюдения "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения", утвержденной постановлением Госкомстата России N 102 от 21.10.98.

Выходные данные обследования приводятся в таблицах, содержащих характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий населения.

Госкомстат России обеспечивает методологическое и программное сопровождение проведения обследования потребительских ожиданий населения.

 2. Формирование выборочной совокупности


Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка.

Базой выборочной совокупности для обследования потребительских ожиданий является сформированная сеть для выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого органами государственной статистики. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, является многомерной территориальной двухступенчатой выборкой, отражающей социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Общий объем выборочной совокупности обследования потребительских ожиданий населения равен 5000 респондентов.

Структура общероссийской выборочной совокупности обследования учитывает доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов (субъектов) Российской Федерации, участвующих в обследовании, в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса, при этом численность подвыборок от каждого региона не должна быть малой (менее 30 единиц):