Для правильного определения численности должностей по отдельным учреждениям работу необходимо вести в следующем порядке:
- рассчитать число должностей врачей основных специальностей (на численность населения и работников промышленных предприятий и строительных организаций, студентов, учащихся и детей дошкольных учреждений);
- уменьшить полученное число врачебных должностей в связи с оказанием части населения амбулаторно-поликлинической помощи другими учреждениями здравоохранения в целом или по отдельным специальностям, то есть учесть "дублирование";
- определить число должностей заведующих отделениями по основным специальностям раздельно - освобожденных и не освобожденных от непосредственной врачебной работы;
- уменьшить число врачебных должностей по основным специальностям в связи с введением должностей заведующих отделениями, которые, согласно нормативам, должны выполнять работу врача в полном или частичном объеме;
- выделить из общего расчетного числа врачебных должностей основных специальностей, включая соответствующие должности заведующих отделениями, врачебные должности по амбулаторному приему больных;
- рассчитать количество должностей врачей вспомогательной службы (рентгеновской, лабораторной и т.д.) с учетом наличия централизации отдельных служб;
- определить число заведующих подразделениями вспомогательной службы с одновременным уменьшением соответствующего числа врачебных должностей;
- рассчитать число должностей заведующих поликлиниками, заместителей главного врача;
- скорректировать расчеты при централизации стоматологической помощи.
Аналогично необходимо произвести расчет числа должностей среднего и младшего медицинского персонала (руководящий состав, участковые медицинские сестры и т.д.).
В итоге получается максимальное расчетное число должностей по каждой группе персонала.
Конкретное наименование должностей по группам персонала определяется с использованием, при необходимости, прав руководителей учреждений, представленных им циркулярным письмом министра здравоохранения СССР от 15.04.67 N 01-23/3 (прилагается). Согласно этому письму руководители могут в пределах численности должностей медицинского персонала, полагающихся для поликлиник (отделений) по приказу N 340, усиливать отдельные структурные подразделения и вводить должности любых наименований в пределах общего числа должностей по соответствующим группам персонала. Кроме того, допускается введение должностей работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации. При этом вводятся лишь должности таких наименований, которые предусмотрены в действующих штатных нормативах любых учреждений здравоохранения.
Использование руководителями своих прав по замене должностей должно быть отражено в специальной ведомости (Приложение N 1).
После этого определяется по группам персонала число должностей, которое может быть установлено в учреждении в соответствии с показателями плана и бюджета текущего года, и формируется штатное расписание учреждения (отделения), которое представляется (в случае использования руководителями своих прав - вместе с "Ведомостью замены должностей") на утверждение.
В штатное расписание может быть введено такое количество должностей по каждой группе персонала, которое получилось в результате расчетов по штатным нормативам и использования прав руководителей по замене должностей. При этом установление той или иной должности производится независимо от условий, предусмотренных штатными нормативами, за исключением специально оговоренных случаев.
Например, поликлиника по нормативам может иметь 49 врачебных должностей, в том числе 7 должностей заведующих отделениями (кабинетами), среди которых должность заведующего кабинетом учета и медицинской статистики, устанавливаемая лишь при наличии 40 должностей врачей, ведущих амбулаторных прием больных. В соответствии с показателями плана и бюджета на текущий год можно установить только 43 врачебные должности, в связи с чем в штатном расписании может быть предусмотрено 36 должностей врачей и все 7 должностей заведующих, в том числе заведующий кабинетом учета и медицинской статистики, несмотря на то, что число фактически установленных должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных, менее 40, либо 6 должностей заведующих и 37 должностей врачей, либо любое другое соотношение, но без увеличения числа заведующих отделениями (7 должностей).
Следует иметь в виду, что так же как штатные нормативы не определяют конкретной формы организации медицинской помощи населению, так и штатные расписания учреждений не предопределяют рабочего места того или иного работника.
Этот вопрос решается руководством учреждения в зависимости от конкретных условий и целесообразности оказания медицинской помощи отдельным группам населения (рабочим промышленных предприятий, студентам, учащимся и т.д.) по месту их жительства или месту работы (учебы). Поэтому медицинский персонал поликлиники может непосредственно работать на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, в детских учреждениях и т.д. по специальному графику.
Для проведения работы в соответствии с вышеуказанной методикой необходимы данные по показателям, предусмотренным штатными нормативами.
Учитывая, что некоторые данные не могут быть получены по отдельным учреждениям (например, численность населения, проживающего на территории деятельности поликлиники, неизвестна органам ЦСУ), а другие показатели подлежат утверждению вышестоящей организацией или могут быть получены лишь централизованно, органам здравоохранения, которым подчинены соответствующие амбулаторно-поликлинические учреждения (подразделения), предлагается выдавать каждому учреждению (подразделению) справку о плановых показателях для расчета штатов согласно приложению N 2.
Поскольку основой для определения числа должностей по амбулаторно-поликлинической помощи является население, численность которого определяется только по данным органов ЦСУ, органы здравоохранения ежегодно должны получать данные об общей численности населения города (городского района), в том числе детей в возрасте до 14 лет включительно (14 лет 11 месяцев 29 дней). Если органы ЦСУ не располагают данными о численности детей, их количество определяется на основании материалов детских поликлиник (отделений). Вычитанием числа детей из общей численности населения (по данным органов ЦСУ) определяется численность взрослого населения.
Распределение населения между отдельными лечебно-профилактическими учреждениями производится органами здравоохранения по подчиненности учреждений. Численность населения по всем справкам, выданным учреждениям здравоохранения, не может превышать данных органов ЦСУ в целом по городу (району).
По усмотрению органа здравоохранения распределение населения по учреждениям может быть оформлено приказом.
Централизация отдельных видов медицинской помощи (стоматологической, включая протезирование, помощи на дому в вечернее и ночное время, лабораторной, рентгеновской, физиотерапевтической, по лечебной физкультуре) может также найти отражение в приказе органа здравоохранения.
Кроме того, приказ может включать раскрепление между отдельными учреждениями здравоохранения промышленных предприятий, учебных заведений и детских дошкольных учреждений.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"