Сложившаяся в настоящее время в г.Москве обстановка с отдыхом населения на воде крайне тревожна. Она характеризуется большим травматизмом и гибелью людей из-за неэффективности существующей системы обеспечения безопасности, которая устарела и в новых экономических условиях плохо работает.
Как правило, администрации действующих зон отдыха на воде, пользователи водных объектов не уделяют должного внимания мерам по обеспечению безопасности населения. Городская служба спасения на воде (МГПСС), включающая 23 спасательные станции и 1 поисково-водолазный отряд, из-за слабой оснащенности способна решать поставленные задачи в ограниченной зоне, которая в ряде случаев далека от действующих мест отдыха на воде. Полная доступность для стихийного купания любого водоема столицы (более 300) и реки Москвы создает предпосылки для несчастных случаев на воде. Кроме того, в результате массового распространения индивидуальных плавсредств (гидроциклов, моторных лодок, винтсерфингов, катеров), буэров, снегоходов и бесконтрольности их использования значительно увеличивается угроза несчастных случаев на воде, снижается комфортность отдыха.
В такой обстановке требуемый уровень безопасности на воде и комфортные условия для разностороннего круглогодичного отдыха населения должны обеспечиваться путем создания инфраструктуры спасательно-оздоровительных комплексов на базе существующих и перспективных городских и загородных зон отдыха на воде.
Спасательно-оздоровительный комплекс (СОК) представляет собой единую структуру, включающую спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и торговли, технический центр, центр общественной безопасности.
Объединение в состав СОК этих компонентов позволит создать современный многофункциональный комплекс, позволяющий обеспечивать требуемый уровень безопасности населения, проводить его обучение (в первую очередь детей) правилам поведения на воде и оказания неотложной помощи, организовывать массовые культурно-спортивные мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудования для рыбной ловли.
Программой предусматривается создание СОК трех категорий применительно к месту их расположения:
категория I - типовая спасательная станция с сервисными возможностями на 500 посетителей в день;
категория II - типовая спасательная станция, центры культурно-спортивного обслуживания с сервисными возможностями на 1000 посетителей в день;
категория III - типовая спасательная станция, центры культурно-спортивного обслуживания с сервисными возможностями на 5000 посетителей в день.
Основным элементом спасательно-оздоровительных комплексов является типовая спасательная станция, на базе которой в зависимости от расположения станции, жилых районов, характеристики водоема будут создаваться комплексы различных категорий.
Программой "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года" предусматривается строительство комплексов в местах дислокации существующих спасательных станций МГПСС.
В Программе финансирование строительства спасательных станций (спасательно-оздоровительных комплексов I категории) осуществляется за счет средств городского бюджета, а остальных компонентов СОК - за счет средств инвесторов. Для совместной эксплуатации СОК Правительством Москвы создано государственное унитарное предприятие "Берега Москвы".
В рамках настоящей Программы предстоит выполнение ряда краткосрочных и долгосрочных задач и мероприятий:
- обеспечение подразделений МГПСС необходимым водолазным снаряжением, плавсредствами, автотранспортом, средствами связи, спасательным инвентарем и инструментами, медицинским оборудованием и снаряжением;
- реконструкция, строительство и капитальный ремонт спасательных станций;
- обеспечение спасательных станций современными коммунально-энергетическими сетями;
- обеспечение нормальных условий труда и отдыха спасателей;
- организация обучения и повышения квалификации спасателей.