Недействующий

Положение о лесопатологическом мониторинге (не применяется на основании приказа Рослесхоза от 14.11.2011 N 475)

3. Основные принципы организации
лесопатологического мониторинга

3.1. Технологической основой ЛПМ является сочетание наземных и дистанционных методов получения информации, системы ее обработки, анализа и хранения с использованием тематических и картографических банков данных на основе взаимосвязанных, адекватно отражающих наблюдаемую в лесах ситуацию показателей.

3.2. Первоочередными объектами лесопатологического мониторинга являются особо ценные леса, леса особо охраняемых природных территорий, леса в районах техногенного загрязнения, пострадавшие от стихийных бедствий, подвергающиеся интенсивному хозяйственному воздействию, рекреационной нагрузке, поврежденные огнем, вредными организмами и другими факторами неблагоприятного воздействия природного и антропогенного происхождения.

3.3. Во всех лесах I группы, лесах II и III групп, используемых в различных целях по договорам аренды и концессии, объектами лесопатологического мониторинга являются группы насаждений, объединенных по специальной методике, популяции вредителей, болезни леса, параметры антропогенного влияния, других условий окружающей природной среды в пределах этих групп насаждений.

3.4. В остальных лесах II и III групп объектами лесопатологического мониторинга являются насаждения, подверженные антропогенному влиянию; различные параметры окружающей природной среды; насаждения, в которых вероятно образование очагов вредителей и болезней; популяции вредителей и болезни леса в них.

3.5. Базовыми элементами лесопатологического мониторинга являются материалы лесоустройства, сеть пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов. Общая площадь насаждений, запроектированных под постоянные пункты наблюдений, обзорные маршруты и их количество зависят от пространственной и качественной структуры лесного фонда Российской Федерации, других объектов наблюдения и заданной точности отслеживаемых параметров.

3.6. При определении количества пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов принимается во внимание представительность площади разных групп насаждении, объединенных по специальной методике и имеющих общую структуру древостоев, происхождение, условия произрастания, состав вредителей и болезней, характер и степень антропогенного влияния, а также текущая информация о развитии вредителей, болезней леса, других патологических процессов.

3.7. Площадь выдела, в котором располагается постоянный пункт наблюдений, должна быть не менее 2 га. Насаждения, в которых располагаются постоянные пункты наблюдений, исключаются из расчета промежуточного и побочного пользования.

3.8. Постоянные пункты наблюдений представляют собой серию размерных пробных площадей, обозначенных в натуре, на которых нумеруются все деревья основного полога и учитывается подрост основных лесообразующих пород. Описание деревьев и подроста осуществляется по установленной форме с применением методов перечислительной и инструментальной лесопатологической таксации деревьев. Постоянные пункты наблюдений должны иметь надежную привязку на местности.

3.9. Обзорные маршруты представляют собой серию лесотаксационных выделов, площадью не менее 1 га каждый, протяженность обхода которых не должна превышать величины дневного перехода в конкретных условиях. Описание состояния насаждений, популяций вредителей и болезней, других факторов воздействия осуществляется на маршрутах по установленной форме с применением методов глазомерной и перечислительной таксации.

3.10. Количество пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов, периодичность наблюдений, перечень и объем собираемой информации обосновываются в Проекте организации и ведения лесопатологического мониторинга с учетом экономической целесообразности и степени вероятного риска потерь от ослабления и усыхания лесов.

3.11. Число лесотаксационных выделов на маршруте и их расположение должно периодически уточняться на основании информации об изменении санитарного состояния, лесопатологической обстановки и изменениях в структуре лесного фонда Российской Федерации.