Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 1999 года N 109/23-16


О введении психолого-педагогической экспертизы
и критериях оценки детских игр и игрушек

В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие.

Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.

В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 610-р и Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" вводится обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы возложена на государственное учреждение Центр "Игрушка" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб, предприятий-изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений, родителей.

Учитывая, что разрабатываемая нормативно-техническая документация по экспертизе предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень-классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам, проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам управления образованием субъектов Российской Федерации.

Для реализации действующего законодательства и распоряжения Правительства Российской Федерации руководители и специалисты органов управления образованием в регионах должны подготовить базу для проведения психолого-педагогической экспертизы. Это предполагает решение следующих задач:

- создание региональных комиссий по экспертизе игрушек;

- оснащение материально-технической базы региональных комиссий;

- подбор и подготовка кадров для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

- участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.

Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание такой системы оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по экспертизе игрушек:

- выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам;

- проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические рекомендации педагогам и родителям по возрастной адресованности, а также по способам и области их применения;

- оказывать методическую помощь и консультации предприятиям-изготовителям и торгующим организациям.

В основу обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества игрушек, поскольку психолого-педагогическая экспертиза не поддается традиционной технической стандартизации.

К этим качествам относятся:

- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

- возможность применения игрушки в совместной деятельности;

- дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Учитывая вышеизложенное. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

- довести до сведения работников управления и специалистов дошкольных образовательных учреждений содержание данного письма, включив его для обсуждения в тематику августовских совещаний;

- проанализировать ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в регионе;

- организовать подбор и подготовку специалистов для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе.

Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев


Текст документа сверен по:
"Вестник образования",
июль 1999 года