УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Госкомстата России
от 16.07.99 N 60
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по расчету показателей эффективности и окупаемости
инвестиций по введенным объектам,
имеющим государственную поддержку
I. Общие положения
Настоящие методические указания предназначены для расчета фактической эффективности и окупаемости инвестиций по введенным стройкам и объектам, сооружаемым с государственной поддержкой, в целях выявления резервов повышения эффективности использования государственных средств и инвестиционных затрат, направляемых в основной капитал, по инвестиционным проектам - победителям конкурса на право получения государственной поддержки.
Выделение инвестиционным проектам поддержки на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета регламентируется положениями:
Согласно указанным документам, государственная поддержка предоставляется коммерческим высокоэффективным инвестиционным проектам с долей собственных средств инвестора не менее 20% от стоимости проекта. Критерием эффективности для инвестиционных проектов принят срок окупаемости затрат, не превышающий, как правило, двух лет. Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе. Доля государственной поддержки установлена в размере не более 20% от стоимости проекта. Допускается привлечение инвестором заемных средств.
Государственная поддержка проектам - победителям конкурсов оказывается посредством:
- предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;
- предоставления государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ и реализации акций на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта;
- предоставления государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
Настоящие методические указания используются для расчета фактической эффективности и окупаемости по конкретным инвестиционным проектам, государственная поддержка которым оказывалась только в форме предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе (льготный инвестиционный кредит), поскольку поддержка в форме предоставления государственных гарантий в исследуемый период не осуществлялась, а государственные инвестиционные ресурсы на условиях закрепления акций в государственной собственности на заданный срок предоставлялись практически в виде исключения.
Информационной базой для расчета показателей эффективности и окупаемости инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, имеющим государственную поддержку служит форма N 1-ЭФК "Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов".
II. Cистема показателей оценки фактической эффективности
и окупаемости инвестиционных проектов
В основе оценки фактической эффективности государственной поддержки инвестиционных проектов - победителей конкурсов при обследовании лежит система показателей, по которой, в соответствии с Методическими рекомендациями для разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, представляемых на конкурс, определялась целесообразность оказания проектам поддержки за счет средств федерального бюджета.
В систему показателей фактической эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку, включены показатели четырех групп, с разных сторон характеризующих эффективность инвестиционной деятельности: фактическая эффективность и окупаемость инвестиций в основной капитал, бюджетная эффективность, социальная эффективность и сравнительная эффективность. Им соответствуют следующие показатели, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:
1. Фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал.
2. Фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов.
3. Фактический чистый доход.
4. Количество созданных рабочих мест.
5. Продолжительность строительства (реализации инвестиционного проекта).
6. Сопоставление фактических показателей эффективности и окупаемости инвестиционных проектов с показателями их бизнес-планов, послужившими основанием для принятия решений об оказании государственной поддержки.
Другие показатели эффективности инвестиционных проектов, предусмотренные Методическими рекомендациями для разработки по ним бизнес-планов при проведении обследования не рассматриваются вследствие объективных причин. В частности, такие показатели как дисконтированный срок окупаемости, чистый дисконтированный доход не оцениваются в связи со значительными колебаниями ставки рефинансирования Центрального банка РФ в период реализации проектов и обусловленных ими изменениями коэффициента дисконтировании; внутренняя норма рентабельности не оценивается, поскольку она должна определяться в расчете на весь жизненный цикл проекта, длительность которого обусловлена сроком службы основных фондов.
Наряду с указанными показателями, для полноты отражения и анализа экономической эффективности инвестиций в основной капитал по законченным объектам - победителям конкурса, рассчитываются дополнительные показатели эффективности инвестиционного проекта:
- ввод основных фондов на 1 рубль инвестиций в основной капитал;
- коэффициент использования (освоения) производственных мощностей;
- капиталоемкость продукции;
- норма прибыли.