МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 1999 года N 104/23-16
О новых развивающих учебно-методических комплектах
для дошкольных образовательных учреждений
В настоящем письме Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации продолжает информировать специалистов дошкольного образования о новых учебно-методических комплектах, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (см. также информационно-методические письма Минобразования России N 42/19-15 от 24.03.95, N 90/19-15 от 29.01.96, N 112/34-16 от 18.07.97). В письме содержится информация об учебно-методических комплектах, получивших гриф Минобразования России в 1998 году.
Современное российское общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования: растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Эти требования непосредственным образом связаны с формированием эмоционально-потребностной сферы ребенка, его взаимоотношениями с другими людьми - детьми и взрослыми. Вместе с тем в используемых программах и педагогических технологиях до сих пор преобладает аспект, связанный с познавательным (умственным) развитием ребенка, его знаниевой компетентностью, в то время как развитие личности, социальной компетентности, приобщение к культуре остаются на периферии содержания дошкольного образования. Представленные в настоящем письме образовательные программы и педагогические технологии восполняют этот существенный пробел в образовании детей дошкольного возраста. Указанные материалы предполагают также активное вовлечение родителей в образовательный процесс, тесное сотрудничество детского сада и семьи, без которого невозможен полноценный процесс воспитания.
Учебно-методический комплект
"ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО"
(комплексная образовательная программа
и комплект пособий для педагогов и родителей,
воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет)
Авторский коллектив под рук. канд. пед. наук Т.Н.Дороновой
Программа адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений, реализующим задачи дошкольного и начального общего образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям, а также может быть использована для работы с детьми, не посещающими детский сад.
В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования - семьи, детского сада и школы. Это нацию свое отражение в названии программы, которое характеризует неразрывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.
Опираясь на концепции дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых (родителей, воспитателей, медиков, учителей) на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе.
На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образовательных задач:
- формирование здоровья путем обеспечения условий для качественного созревания всех систем и функций организма ребенка;
- всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
- воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным народным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
В программе содержатся характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи, которые целесообразно решать в условиях семьи и детского сада по двум основным направлениям "Здоровье" и "Развитие".
Первое направление программы - "Здоровье" - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его оздоровления. Рекомендации для взрослые содержат сведения, в равной степени необходимые родителям и воспитателям.
Второе направление программы - "Развитие" - нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, формирование творческого воображения, развитие его любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.
Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являются стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внимание к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельности, поддержание уверенности в себе.
Для реализации программы предлагается комплект учебно-методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, учитывающий технологии непрерывного (дошкольного-начального общего) образования и позволяющий осуществить их согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком. Комплект включает программу и методические пособия по оптимизации здоровья детей, развитию речи, литературному образованию, познавательному развитию, математике, рисованию и лепке, художественному труду, музыкальному развитию и театрализованной деятельности, а также рекомендации по планированию работы на год на основе вариативных подходов к реализации педагогического процесса.
Программа публикуется поэтапно. Опубликованы I и II части программы (оздоровление и развитие детей 5-го и 6-го года жизни). Изданы методические пособия и учебные материалы к ним.
Контактный телефон ВНИК: (095) 253-78-59.
Учебно-методический комплект
"Я, ТЫ, МЫ"
(программа, методические рекомендации, комплект
учебно-наглядных пособий для детей 3-6 лет)
Авторы О.Л.Князева, канд. психол. наук (Институт педагогических инноваций), Р.Б.Стеркина, канд. психол. наук (Минобразование России)
Комплект "Я, ты, мы" направлен на социально-эмоциональное развитие ребенка, включает программу, методическое пособие для воспитателей и учебно-наглядные пособия для детей. Предусматривает гибкую систему педагогического руководства, личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми, активное участие в образовательном процессе родителей. В программу включены следующие разделы: "Уверенность в себе", "Чувства, желания, взгляды", "Социальные навыки".
Первый раздел - "Уверенность в себе" - предполагает развитие у ребенка осознание своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Задача педагога на этом этапе - помочь ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.
Второй раздел - "Чувства, желания, взгляды" - признан научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Третий раздел - "Социальные навыки" - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта семи учебно-наглядных пособии (альбомов) для самостоятельной деятельности детей из новой развивающей серии "Маленький человек и большой мир". Трем разделам программы соответствуют альбомы определенного содержания.
Первый раздел - "Уверенность в себе" - предусматривает использование следующих альбомов:
"Какой ты?" - для детей 3-4 лет;
"Что тебе нравится?" - для детей 4-5 лет;
"Мы все разные" - для детей 5-6 лет.
Второй раздел - "Чувства, желания, взгляды" - включает работу с такими альбомами:
"Какой ты? " - для детей 3-4 лет;
"Веселые, грустные..." - для детей 4-5 лет;
"Веселые, грустные..." - для детей 5-6 лет.
Третьему разделу -"Социальные навыки" - соответствуют альбомы:
"Какой ты?" - для детей 3-4 лет;
"Как вести себя" - для детей 4-5 лет;
"С кем ты дружишь?" - для детей 5-6 лет.
Образовательное содержание программы может также включаться в контекст занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и ручному труду, в музыкальные и физкультурные занятия, а также использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня (беседы, организация игровых ситуаций, обсуждение случаев из личного опыта и др.), при проведении сюжетно-ролевых и других игр.
Программа прошла широкую апробацию в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России.
Комплект выпускается издательством "ДиК".
Контактные телефоны: (095) 369-99-76 и 369-97-72.
Учебно-методический комплект
"СООБЩЕСТВО"
Комплект состоит из руководства Организация программы,
ориентированной на ребенка "Сообщество" (авторы Кирстен
А.Хансен, Роксана К.Кауфманн, Кейт Бэрн Уолш) и "Учебно-
методического пособия по реализации программы "Сообщество"
в российских детских садах" под редакцией О.Л.Князевой
Главной целью программы является построение - такого сообщества взрослых и детей, в котором дети приобретают позитивные личностные качества и полезные навыки. Программа обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка в дошкольном детстве.
В основе руководства лежат теоретические положения и практический опыт реализации американской программы "Head Start" ("Шаг за шагом"), ее гуманистическая направленность, уважение личности как ребенка, так и воспитывающего взрослого, индивидуальный подход к развитию ребенка, всесторонний учет его интересов и потребностей.
Программа предполагает создание максимально благоприятных условий для эмоционального благополучия детей, их свободного творческого самовыражения, самостоятельного выбора каждым ребенком занятий и деятельности, в которых он хочет участвовать и которые гарантируют ему успех в образовании, что соответствует современным целям и задачам реализуемой в России стратегии дошкольного образования.
Одним из основополагающих принципов программы наряду с индивидуализацией в отборе содержания образования является создание особой развивающей учебной среды на основе организации особых центров активности, которые стимулируют развитие общения и любознательности у ребенка. Программа предполагает создание в каждой возрастной группе центров искусства, строительства, кулинарии, драматизации, музыки, математики, песка и воды, др. Тематические центры обеспечивают развитие детей посредством игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной и других видов деятельности, содействуют приобщению к истории и культуре, формированию математического мышления, некоторых научных знании и понятий, социальных навыков, эмоционального развития.
Другой важный принцип программы - вовлечение родителей в жизнь группы, активное использование потенциала семьи в осуществлении всестороннего развития детей. Этому способствует разработанная в программе стратегия взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Она предполагает обсуждение с родителями содержания и методов образования детей, согласование действий педагогов и родителей в ходе адаптации ребенка к детскому учреждению, свободное пребывание родителей в группе, активное участие их в педагогическом процессе, партнерские отношения между родителями, педагогами и администрацией дошкольного учреждения. Программа содержит подробное описание содержания работы и способов действий педагогов по вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада.
Учебно-методический комплект включает также методическое пособие по реализации программы "Сообщество" в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России. В пособии дается общая характеристика программы, проводится сопоставление ее содержания с традициями отечественного дошкольного образования, содержатся практические рекомендации по планированию педагогической деятельности с учетом требований российского государственного образовательного стандарта.
Учебно-методический комплект обеспечен также системой диагностических методик, которая включает в себя как диагностику развития и состояния детей, основанную на наблюдениях педагога за поведением каждого воспитанника, так и диагностику действий самого педагога.
Комплект опубликован в издательстве "Гендальф".
Контактный телефон в Москве (095) 409-18-19.
Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев
Текст документа сверен по:
"Образование в документах",
N 12, 1999 год