Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Москвы и основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2000 год (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.05.2002 N 382-ПП)

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 13 июля 1999 года N 614

Прогноз социально-экономического развития Москвы на 2000 год
Основные направления бюджетной, налоговой и
тарифной политики в предстоящем году

     

I
Социально-экономическая ситуация

в первом полугодии 1999 года


Меры, принятые в городе по преодолению последствий августовского финансово-экономического кризиса, создали предпосылки для дальнейшего оживления реального производства и инвестиций, нормализации положения в финансово-бюджетной сфере, социальном комплексе, на рынке труда.

Прошлогодний осенний спад промышленного производства был остановлен. Годовые объемы производства восстановлены (100,1%). За январь-май 1999 года объемы выпуска промышленной продукции увеличились на 3,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

С начала 1999 года наметилась тенденция к улучшению финансового положения промышленных предприятий. Финансовые результаты промышленности за 4 месяца т.г. на 52,9% выше того же периода прошлого года. Улучшение финансового положения привело к заметному сокращению убыточных промышленных предприятий. В апреле текущего года по сравнению с сентябрем прошлого года их число уменьшилось с 328 до 250. В целом по городу число убыточных предприятий и организаций уменьшилось на 21%. Активизации деятельности промышленных предприятий города способствовало ослабление конкуренции импортных товаров в отраслях, работающих на потребительский рынок.

За январь-май 1999 года объем выпуска потребительских товаров в фактических ценах увеличился в городе по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2 раза.

Увеличивается загрузка производственных мощностей. Закрепляется позитивная тенденция конца прошлого года к погашению задолженности по выплате заработной платы. С начала 1999 года она сократилась на 28%.

Однако возможности дальнейшего наращивания промышленного производства в городе ограничены из-за снижения доходов москвичей. Стабилизация экономического положения предприятий пока не оказала значительного влияния на улучшение взаимных платежей в промышленности города и расчетов предприятий с бюджетом.

Для обеспечения дальнейшего роста в городе промышленного производства как базы городских финансовых ресурсов в предстоящий период будут осуществляться меры по трем наиболее важным направлениям:

1. Восстановление внутреннего спроса.

2. Разрешение проблемы дефицита собственных оборотных средств предприятий, связанной с недоступностью банковских кредитов.

3. Реструктуризация задолженности, освобождение предприятий от той ее части, которая сложилась не по их вине.

С начала 1999 года в городе сохраняется устойчивая ситуация в инвестиционном секторе. Рост объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования за прошлый год составил 117,7% к уровню предыдущего года. Темп роста объема капвложений за I квартал текущего года - 106,7%.

Однако в структуре капитальных вложений остается незначительной доля прибыли предприятий и организаций (менее 8%). Средства бюджета и внебюджетных фондов города составляют - 36,8%, привлеченные предприятиями средства - 49%.

Одной из причин, препятствующих активизации деятельности строительных организаций, является неплатежеспособность заказчиков. Кредиторская задолженность бюджета города за выполненные строительными организациями работы на 1 января 1999г. составила 2,4 млрд. рублей. Кроме того, объем просроченной задолженности заказчиков строительным организациям города по федеральному госзаказу и программам в I квартале т.г. составил 2,7 млрд. рублей, увеличившись за март на 21%. По этой причине финансовое положение многих строительных организаций, несмотря на высокие темпы роста подрядных работ (118,8%), остается сложным.

Строительные организации в текущем году обеспечивают устойчивое выполнение заданий инвестиционной программы города по строительству жилья и социальных объектов, развитию инженерной, транспортной инфраструктуры.

Однако непосредственно в промышленность, как и в предыдущие годы, направляются незначительные инвестиции (12,7% общего объема). Прямые инвестиции из-за рубежа не превышают 1% общего объема инвестиций. Практически исключены из потенциальных источников инвестиций рынок корпоративных ценных бумаг, сбережения населения.

В целях сохранения инвестиционной активности в городе в 2000 году усилия администрации города, органов управления будут направлены на формирование необходимой законодательной и нормативной базы на федеральном и городском уровнях, реализацию практических мер, обеспечивающих защиту прав инвесторов, осуществление активной амортизационной политики, повышение инвестиционной направленности сделок по использованию недвижимости города, стимулирование привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, расширение ипотечного кредитования, лизинга, притока иностранного капитала в качестве прямых инвестиций.

Поддержка правительством города инвесторов будет осуществляться через механизмы бюджета развития и конкурсного размещения проектов городскими инвесторами. При этом предусматривается повышение роли города как инвестора по таким направлениям, в которые не идет частный капитал.

На потребительском рынке города пока продолжается снижение покупательной активности. Оборот розничной торговли за январь-май 1999 года сократился в товарной массе на 28,3% по сравнению с тем же периодом 1998 года. Продажа продовольственных товаров сократилась при этом на 21,1%, непродовольственных - на 32%. В фактических ценах товарооборот увеличился почти в 2 раза.

Существенный рост потребительских цен стал препятствием на пути продвижения на товарный рынок города товаров, выпускаемых московскими предприятиями. Вместе с тем падение платежеспособного спроса населения вызвало сдерживание ежемесячных темпов роста цен в городе. Начиная с марта т.г. ежемесячные темпы роста оптовых цен ниже потребительских.

Задача на предстоящий период состоит в том, чтобы сохранить сбалансированность потребительских цен и цен производителей промышленной продукции, что должно способствовать сдерживанию инфляции.

Финансовые ресурсы города в январе-мае текущего года формировались под влиянием разнонаправленных тенденций: с одной стороны шло наращивание производства и инвестиций и соответствующих поступлений в городской бюджет. С другой стороны - падение объемов товарооборота и низкие темпы роста зарплаты ограничивали наполнение бюджета.

По этой причине объемы валового регионального продукта и бюджетных доходов города в сопоставимых ценах в первые месяцы текущего года были ниже, чем в 1998 году. Значительные потери имеет городской бюджет за счет роста недоимок по платежам. С начала года они увеличились еще на 310 млн. рублей и составили на 1 мая т.г. 6038 млн. рублей.

Это вызвано неустойчивым финансовым положением многих хозяйствующих субъектов, несвоевременной оплатой заказчиками выполненных работ по государственному заказу и федеральным программам, в первую очередь научным коллективам, промышленным предприятиям ВПК, строительным организациям города, а также сохранением кризисного состояния банковской системы города.

Сложной остается ситуация в социальной сфере. Снижение доходов москвичей вызвано, главным образом, резким падением уровня реальной заработной платы. Номинальная заработная плата, начисленная за январь-апрель т.г., составила 144% к тому же периоду прошлого года. В реальном исчислении она снизилась на 40%. Средний размер вновь назначенных государственных пенсий в апреле т.г. был ниже, чем в апреле предыдущего года (99,8%) и составил 405,7 рубля. В реальном выражении выплата пенсий уменьшилась более чем в 2 раза.