Реструктуризация банков
____________________________________________________________________
Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" упразднена на основании статьи 2 Федерального закона от 28 июля 2004 года N 87-ФЗ.
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Стабильность и платежеспособность российской банковской системы были подорваны прекращением выполнения государством части своих долговых обязательств и девальвацией рубля, последовавшей за августовским кризисом 1998 года. Августовский кризис выявил нестабильность финансового положения банков и отсутствие инфраструктуры, необходимой для восстановления и поддержки банковской системы. Предстоит решить ряд задач, в том числе:
- реструктурировать банковскую систему, включая ликвидацию нежизнеспособных банков и санацию отдельных банков;
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу для реструктуризации банковской системы и развития стабильного банковского сектора в будущем, включая введение международных стандартов бухгалтерского учета и системы отчетности для коммерческих банков, реализацию жесткого подхода к выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности, немедленного принятия планов финансового оздоровления (санации) в отношении проблемных банков, остающихся на рынке;
- преодолеть структурные недостатки сектора, мешающие развитию устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы.
В качестве первоочередной меры рассматривается создание правовой базы для реструктуризации и ликвидации банков. Соответственно в третьем квартале 1999 года будет введен в действие закон о реструктуризации банков, а также поправки к закону о Банке России и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Смысл этих документов состоит в том, чтобы усилить полномочия по списанию капитала банков, наделить необходимыми полномочиями Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), обеспечить регулирование его деятельности, а также продажу Агентством банковских активов (в качестве их владельца или управляющего) только на условиях открытого конкурса или в другой форме, гарантирующей "прозрачность" сделок. Закон о реструктуризации банков будет содержать следующие элементы;
- банки могут быть переданы в ведение АРКО только указанием Банка России на основе конкретно определенных критериев;
- АРКО будет наделено полномочиями осуществлять полный анализ жизнеспособности переданного в его ведение банка и полным правом отказаться принять какой-либо банк в свое ведение;
- в тех случаях, когда владельцы того или иного банка продемонстрировали свою неспособность и/или нежелание инвестировать в этот банк новый капитал, планы его реструктуризации будут основаны на списании капитала акционеров (по настоянию АРКО), лишении акционеров банка их прав и передаче АРКО контроля над банком в полном объеме;
- закон будет предусматривать участие кредиторов в реструктуризации банков, предотвратит их чрезмерные требования и будет стимулировать обмен долга на акции по справедливым и прозрачным правилам, в рамках которых списание требований кредитора может производиться без его согласия на условиях не менее выгодных, чем выплаты при ликвидации с учетом положений статьи 64 Гражданского кодекса;
- АРКО будет наделено правом проводить реструктуризацию банка так, как оно посчитает необходимым в интересах вкладчиков и кредиторов (в том числе и путем создания нового банка и передачи активов и вкладов граждан новому банку);
- АРКО будет наделено правом отказа от исполнения контрактов и признания недействительными сделок с аффилированными структурами, а также сделок, стоимость которых либо неадекватна, либо которые были заключены с целью создать помехи, вызвать задержки или обмануть вкладчиков и кредиторов несостоятельного банка;
- будет предусмотрено, что АРКО будет выступать в качестве арбитражного управляющего по банкам, которые оно контролирует;
- будет определен механизм рассмотрения действий АРКО в административном порядке с правом апелляции к судебным органам.
Ни при каких обстоятельствах акционеры не должны сохранять льготы на восстановление своего права собственника банка после завершения процесса реструктуризации.
Поправки к Гражданскому кодексу, дополняя положения Закона "О реструктуризации кредитных организаций", позволят:
а) при реструктуризации банков списывать уставной капитал до уровня собственных средств без уведомления кредиторов и без предоставления кредиторам возможности требовать досрочного исполнения банком своих обязательств;
б) при реструктуризации банков допускать обмен долга на акции.
Поправки к Закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" позволят Банку России как органу, осуществляющему банковский надзор, проводить переоценку активов и пассивов банков в целях определения фактической величины акционерного капитала и в случае необходимости принятия на этом основании решения об уменьшении размера уставного капитала соответствующей кредитной организации.
В Законе о банкротстве кредитных организаций предусмотрены конкретные стандарты, на основании которых Банк России назначает временную администрацию банков: закон дает Банку России полномочия сертифицировать временных управляющих для проведения процедуры банкротства и предлагать в Арбитражный суд кандидатуры временных управляющих, предусматривает ускоренный порядок ликвидации кредитных организаций. Однако требуется внести ряд поправок в действующее законодательство, обеспечивающих практическую реализуемость процесса реструктуризации/ликвидации банков и предотвращающих возможность увода активов. В этой связи Правительство разработало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания поправки, обеспечивающие:
в Законе о банкротстве кредитных организаций:
1) обязательность назначения Банком России временной администрации, отвечающей за сохранение активов банка, в течение 15 дней после получения Банком России информации о следующих событиях: а) невыполнение банком его платежных обязательств; б) признание банка неплатежеспособным; в) наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка, связанной с продолжением деятельности кредитной организации, за исключением тех случаев, когда банк подлежит или находится в процессе реструктуризации в соответствии с Законом о реструктуризации банков;
2) исполнение требования о том, чтобы временная администрация, назначенная Банком России, продолжала работу до окончания процесса реструктуризации банка, передачи его в ведение АРКО для реструктуризации или до момента отзыва Банком России лицензии такого банка и назначения арбитражным судом арбитражного управляющего процессом банкротства;
3) положение о том, что назначенная Банком России временная администрация, назначенный судом арбитражный управляющий, а также АРКО должны выдвигать иски о субсидиарной ответственности в рамках статьи 56 Гражданского кодекса и статьи 10 общего Закона о несостоятельности;
- использование понятия "недостаточности капитала" как основания для банкротства банков;