Действующий

О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации ... (с изменениями на 8 августа 2003 года)

Решение проблемы неплатежей

50. Усилия Правительства Российской Федерации и Банка России по разрешению нарастающей проблемы неплатежей основаны на введении жестких бюджетных ограничений, распространяющихся на всю экономику, и будут предприниматься по четырем основным направлениям. В значительной степени выполнение данной задачи потребует реализации мер, разработанных в рамках предыдущих экономических программ, поддержанных МВФ и Всемирным банком. Во-первых, Правительство Российской Федерации будет стремиться к повышению собираемости налогов и намерено предпринять ряд структурных мер в этой области, в частности, отказ в предоставлении доступа к системе экспортных нефтепроводов предприятиям, имеющим налоговую задолженность, а также взимание акцизов на природный газ по методу начислений. Во-вторых, Правительство Российской Федерации будет предпринимать меры, нацеленные на обеспечение выполнения собственных обязательств по осуществлению расходов. В-третьих, Правительство Российской Федерации намерено обеспечить увеличение денежных доходов естественных монополий, которые играют ключевую роль в сохранении цепочек неплатежей. Наконец, Правительство Российской Федерации и Банк России будут укреплять законодательство в области банкротства и его применение, а также обеспечивать порядок, при котором Правительство Российской Федерации будет в полной мере участвовать в процедурах банкротства.

51. Учитывая, что Правительство Российской Федерации намерено выполнять свои расходные обязательства, новая кредиторская задолженность в 1999 году накапливаться не будет, а все бюджетные расходы будут полностью осуществляться в денежной форме, включая расходы на потребление энергии бюджетными организациями. Правительство Российской Федерации примет необходимые нормативные акты для реализации схемы, при которой размер финансовой помощи регионам может быть скорректирован в зависимости от выполнения ими ряда требований, включая выполнение графиков погашения просроченной задолженности по начислениям на фонд заработной платы и задолженности по выплате заработной платы; сохранение размера задолженности по выплате заработной платы на уровне не более чем тридцатидневного размера фонда заработной платы; сохранение задолженности по выплате начислений на заработную плату на уровне не более чем месячного размера обязательств; создание стимулов для уплаты населением коммунальных услуг; постепенную ликвидацию зачетов. Будут приняты необходимые меры для поддержания размера кредиторской задолженности Правительства Российской Федерации и связанных с ним ведомств предприятиям естественных монополий на уровне, не превышающем размера 30-дневной выручки от реализации.

52. Правительство Российской Федерации намерено сократить объем внутренних платежей в неденежной форме и уровень задолженности в отраслях естественных монополий. С этой целью Правительство Российской Федерации отменило указания нефтяным компаниям, предписывающие осуществление поставок нефтеперерабатывающим заводам  -   должникам, и не намерено впредь издавать подобные указания в отношении любых поставок без наличия согласованного контракта между поставщиками и покупателями. Будет прекращена практика государственных заказов на поставки, за исключением заказов, предусматривающих оплату в денежной форме либо наличие согласованного контракта между покупателем и поставщиком. Кроме того, Правительство Российской Федерации сократит перечень "стратегических" предприятий, поставка энергоресурсов которым не может быть прекращена. С целью дальнейшего увеличения сбора платежей будет уточнен и упрощен порядок прекращения поставки предприятиям-неплательщикам, а поставщики будут застрахованы от последствий законных действий по прекращению предоставления услуг. Для мониторинга эффективности осуществления данных мер Правительство Российской Федерации установило квартальные целевые показатели на 1999 г. для поступлений в денежной форме по отношению к объему выручки от реализации в каждой естественной монополии. Данные целевые показатели включают: увеличение размера денежных поступлений в электроэнергетике, теплоснабжении и газовой отрасли до 25 процентов до конца второго квартала 1999 года, до 35 процентов  -   до конца третьего квартала и до 40 процентов  -   до конца года. В отношении грузовых железнодорожных перевозок в течение последних трех кварталов года предусмотрено увеличение до 52 процентов, до 60 процентов и до 65 процентов соответственно.

53. Существование действенного закона о банкротстве и возможность его применения в случае необходимости является, вероятно, ключевым элементом, лежащим в основе введения жестких бюджетных ограничений. В целях усовершенствования действенности процедуры банкротства Правительство Российской Федерации подтвердило свое обязательство полностью использовать такие процедуры и с этой целью отменит поручение Правительства Российской Федерации от 27 января 1999 года № ЮМ-П5-02549, направленное на прекращение возбуждения процедуры банкротства в отношении предприятий, имеющих задолженность по уплате налогов. Во всех случаях, за исключением банковского сектора, Правительство Российской Федерации будет воздерживаться от представления в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих введение особых условий банкротства для любых категорий должников, и будет обеспечивать независимый статус Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также принимать меры по укомплектованию ее штата.

54. В целях устранения недостатков действующего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу для принятия до 31 октября 1999 года поправки, устраняющие Положения, в соответствии с которыми предпочтение отдается процедурам реорганизации вместо ликвидации предприятий, устраняющие произвольность принятия судебных решений об аннулировании решений кредиторов о ликвидации предприятия-должника; обеспечивающие участие государства в процедуре банкротства на всех этапах, когда это необходимо для защиты государственных интересов. Кроме того, данные поправки будут служить законодательной базой, на основании которой кредиторы смогут использовать ускоренную процедуру банкротства, включая ускоренный порядок введения внешнего управления на предприятиях, проходящих процедуру банкротства. В целях усиления стимулов для руководителей к поддержанию платежеспособности их предприятий и выполнению Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" до 30 ноября 1999 года Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу законопроект, предусматривающий усиление личной ответственности руководителей и отстранение от руководящей работы за допущенные нарушения в управлении, приведшие к финансовой несостоятельности вверенных им предприятий.

55. Эффективные реформы, как это было указано выше, потребуют большей прозрачности и совершенствования управления. Меры, планируемые Правительством Российской Федерации и Банком России по обеспечению большей прозрачности в деятельности Банка России и банковской системы, приведены выше, а также представлены планы по переводу всех счетов получателей бюджетных средств в систему федерального казначейства, что будет способствовать обеспечению большей прозрачности в деятельности государственного сектора. Правительство Российской Федерации и Банк России полагают, что данные меры должны распространяться на весь государственный сектор и на отрасли естественных монополий. С этой целью до 30 сентября 1999 года на конкурсной основе будут заключаться контракты на проведение оценок управления финансовой деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Дорожного фонда, на основании которых будут составляться годовые отчеты в соответствии с международными стандартами аудита. Кроме того, Правительство Российской Федерации намерено принять решение, обязывающее ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Министерство путей сообщения Российской Федерации и АК "Транснефть" готовить и публиковать квартальные финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ) начиная с отчетности за первый квартал 2000 года. Консолидированная отчетность ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и АК "Транснефть", составленная на основании МСБУ, будет подлежать проверке независимыми квалифицированными аудиторами в соответствии с международными стандартами аудита и опубликованию до 30 июня следующего года начиная с финансовой отчетности за 1998 год. Аналогичная процедура предусмотрена в отношении МПС России начиная с финансовой отчетности за 1999 год.