23. Ужесточение налогово-бюджетной политики в 1999 году и в последующий период будет зависеть в значительной степени от сокращения реальных расходов, а также от совершенствования контроля за обязательствами в области расходов для избежания образования новой просроченной кредиторской задолженности бюджета. Бюджет 1999 года предусматривает снижение расходов, не связанных с обслуживанием долга, до 9,6 процента ВВП, или на 2 процента ВВП, по сравнению с 1998 годом, что подразумевает существенное сокращение реальных расходов. Правительство Российской Федерации понимает, что такие сокращения не могут проводиться в среднесрочной перспективе, и поэтому принимает меры по дальнейшему выявлению и устранению неэффективных или непродуктивных расходов.
24. В этих целях Правительство Российской Федерации уже в 1998 году начало осуществление комплексного плана сокращения расходов, включающего значительное сокращение государственного сектора и его организационную реформу. Число федеральных органов исполнительной власти и прочих юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств первого уровня, сократилось со 132 в начале прошлого года до 106, предусмотренных в бюджете на 1999 год. Кроме того, количество рабочих мест в федеральных органах исполнительной власти было сокращено в течение 1998 года примерно на 79 000 единиц, или на 19 процентов, с дополнительным сокращением занятости на транспорте, в сферах образования и здравоохранения. Правительство Российской Федерации продолжает деятельность в этом направлении в 1999 году. В качестве первого шага Правительство Российской Федерации проанализировало результаты реализации плана экономии расходов в 1998 году и разработало программу дальнейшей рационализации расходов в 1999 году. Настоящая программа предусматривает дальнейшее существенное сокращение количества государственных служащих - на 41 000 человек, или на 12 процентов. Также Правительство Российской Федерации предпримет меры, направленные на совершенствование контроля за внебюджетными активами бюджетных организаций, проведет аудиторскую проверку и сокращение числа федеральных программ, завершит регистрацию недвижимости, находящейся в собственности Правительства Российской Федерации, введет критерии оценки социальных программ. Предусматривается, что деятельность сформированной федеральной комиссии для рационализации института государственной службы приведет к дальнейшему сокращению численности федеральных ведомств. Правительство Российской Федерации намерено провести в течение 1999 года обзор государственных расходов, который будет охватывать по меньшей мере сферы здравоохранения и образования.
25. В целях совершенствования контроля за расходными обязательствами Правительство Российской Федерации будет реализовывать план перевода получателей средств федерального бюджета на обслуживание через систему федерального казначейства. Деятельность Фонда занятости будет переведена на обслуживание через систему федерального казначейства до 31 декабря 1999 года, деятельность Дорожного фонда - до 31 декабря 1999 года, а деятельность остальных целевых бюджетных фондов - до 30 июня 1999 года. Бюджетополучатели, входящие в систему Министерства обороны Российской Федерации, будут переведены на обслуживание через систему федерального казначейства к 30 июня 2000 года. В этих целях был одобрен и начал реализоваться с конца апреля 1999 года второй пилотный проект, направленный на перевод на обслуживание через систему федерального казначейства оборонных расходов второго и третьего уровней. Будет утверждена программа модернизации системы бухгалтерского учета, применяемой в Минобороны России, с целью достижения ее полной совместимости с системами бухгалтерского учета, применяемыми в других правительственных учреждениях. Эта программа будет введена в действие в полном объеме для исполнения бюджета 2000 года. Правительство Российской Федерации будет также воздерживаться от открытия транзитных счетов для налоговых поступлений вне системы федерального казначейства. Правительство Российской Федерации введет систему предварительной регистрации всех федеральных контрактов. Обязательства, не прошедшие систему предварительной регистрации, будут признаны недействительными. Предварительная регистрация контрактов будет основана на системе отчетности, которая будет сопоставлять на постоянной основе общую сумму зарегистрированных контрактов с бюджетными лимитами, при этом все контракты, превышающие лимиты расходования средств федерального бюджета, не будут регистрироваться. В 1999 году будет выверена вся бюджетная кредиторская задолженность за предыдущие годы и разработаны меры по ее реструктуризации.
26. Правительство Российской Федерации озабочено тем, что сокращение расходов оказывает тяжелое воздействие на наименее защищенные слои населения, в особенности на пенсионеров. Поступления от реализации товаров, поступающих в качестве гуманитарной помощи, будут использованы для погашения просроченной задолженности по пенсиям (см. п. 29). Погашение кредиторской задолженности по пенсиям за предыдущие годы ограничит в 1999 году сокращение фактических денежных выплат пенсионерам до 25 процентов в реальном выражении. Правительство Российской Федерации повысило пенсии на 60 рублей каждому пенсионеру в категории с самым низким размером пенсии (менее 300 рублей в месяц). В следующем году Правительство Российской Федерации намерено предусмотреть средства для более существенного повышения пенсий, в особенности для лиц с минимальными пенсиями, за счет сокращения расходов по другим статьям.