13. Запланированное на 1999 год ужесточение налогово-бюджетной политики основано на увеличении денежных доходов бюджета почти на 3 процентных пункта ВВП. Усилия по увеличению доходов федерального бюджета будут предприняты в двух направлениях. Во-первых, в целях ликвидации финансового разрыва будет принят ряд налоговых мер, направленных в основном на повышение налогообложения потребления и изъятие в бюджет части дополнительной прибыли экспортеров, полученной за счет значительного снижения валютного курса рубля с августа 1998 года. Во-вторых, Правительство Российской Федерации реализует меры, направленные на повышение собираемости налогов, в том числе ряд мероприятий, предусмотренных предыдущими программами. Реализация этих мер станет основой для улучшения поступления доходов в 1999 году и в последующие периоды, а также заложит фундамент для сокращения высоких ставок прямых налогов и ликвидации отдельных неэффективных налогов.
14. В основе мер Правительства Российской Федерации по увеличению поступлений доходов в бюджет будет лежать прекращение широко распространенной практики использования налоговых зачетов и уплаты налогов по индивидуальным соглашениям. В поддержку этой меры Правительство Российской Федерации добьется принятия Федеральным Собранием Российской Федерации поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации, предусматривающей исключение статей, разрешающих проведение зачетов. Правительство Российской Федерации отказывается от применения любых форм налоговых зачетов, что будет являться постоянным критерием выполнения программы в 1999 году. Правительство Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не будет проводить налоговую амнистию.
15. Правительство Российской Федерации разработало меры в области доходов бюджета на 1999 год, заключающиеся в мобилизации доходов в размере 1,75 процента ВВП. Бюджет 1999 года предполагает зачисление 3 процентных пунктов от ставки подоходного налога в федеральный бюджет, что принесет дополнительные доходы в размере 0,5 процентного пункта ВВП, повышение ставок платы за землю и за использование водных ресурсов, что приведет к росту поступлений дополнительно на 0,2 процентного пункта ВВП. Кроме того, в целях получения дополнительных доходов бюджета были временно введены экспортные пошлины на нефть, нефтехимическую продукцию, древесину, черные и цветные металлы и другие товары, что позволит получить в текущем году доходы в размере порядка 0,6 процента ВВП. Дополнительные доходы в размере 0,4 процента ВВП будут получены за счет принятия ряда мер по совершенствованию налогового законодательства, включая: введение ежегодного налога на автомобили представительского класса, сокращение льготного налогообложения (по ставке 10 процентов) по налогу на добавленную стоимость, а также за счет усиления административного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Правительство Российской Федерации откажется от снижения ставки НДС до обеспечения стабильного улучшения собираемости налогов и не ранее чем до 1 января 2000 года. В связи с этим Президент Российской Федерации наложил вето на закон, который предусматривал снижение ставки НДС с 1 июля 1999 года.
16. Увеличению доходов будет содействовать ряд изменений в налоговом законодательстве. Правительство Российской Федерации сократило количество налоговых льгот, в том числе за счет частичной отмены льгот для закрытых административно-территориальных образований. В целях дальнейшего ограничения предоставленных налоговых льгот ЗАТО в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" будет предусмотрена передача федеральной части федеральных налогов, собираемых на территории ЗАТО, в федеральный бюджет (что автоматически исключит возможность ЗАТО предоставлять льготы по этим налогам) и соответствующей компенсацией ЗАТО из федерального бюджета. Кроме того, Правительство Российской Федерации до 30 сентября 1999 года примет дополнительные административные меры по ограничению этих льгот в 1999 году. Правительство Российской Федерации намерено восстановить взимание акциза на газ по методу начисления.
17. Правительство Российской Федерации ускорит реализацию мер по совершенствованию налоговой администрации. Ключевое значение имеет принятие поправок к части первой Налогового кодекса Российской Федерации с целью исправления отдельных недостатков в действующем Налоговом кодексе. Внесенные изменения направлены на: повышение полномочий налоговых органов за счет отмены Положения о необходимости обращения к перегруженным работой судебным органам; предоставление права Министерству Российской Федерации по налогам и сборам налагать арест на банковские счета налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов; введение юридических санкций по отношению к налоговым агентам, которые в установленные сроки не зачисляют налоги, удерживаемые у источника, на бюджетные счета; отмену ограничения на совокупную сумму накопленной задолженности по процентам, начисленным на просроченные налоги, а также ограничения на процентную ставку; продление сроков для выполнения поручений о взыскании долгов; введение более строгих штрафов и санкций за непредоставление счетов-фактур в целях налогообложения, предоставление заведомо ложных счетов-фактур или применение бухгалтерских операций, противоречащих закону.
18. Правительство Российской Федерации планирует активизировать работу, направленную на сокращение налоговой недоимки в энергетическом секторе. Правительство Российской Федерации ввело индивидуальные графики для каждой нефтяной компании, направленные на постепенный переход к оплате налогов исключительно в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации начиная с ноября 1999 года, а для ОАО "Газпром" - с июля 2000 года. Пока принимаемые меры налоговой администрации не докажут свою эффективность и по крайней мере до конца 1999 года, Правительство Российской Федерации осуществляет чрезвычайную краткосрочную меру, заключающуюся в ежемесячном предоставлении права доступа к экспортному нефтепроводу начиная с июня 1999 года только тем компаниям, которые ни сами, ни их холдинговые компании или их дочерние предприятия, имеющие значительные коммерческие связи с указанными нефтяными компаниями, не будут иметь недоимки по налоговым обязательствам в федеральный бюджет в соответствии с графиком начиная с 1 апреля 1999 года. Любая компания, имеющая такую налоговую недоимку по отношению к федеральному бюджету на начало месяца, в течение которого распределяется право доступа к экспортному нефтепроводу на предстоящий месяц, будет лишаться доступа к экспортному нефтепроводу на весь следующий месяц. Правительство Российской Федерации не будет ограничивать доступ к нефтепроводу на основании иных причин, за исключением тех, которые связаны с установленными техническими требованиями или исполнением платежей, предусмотренных в контрактах на транспортировку нефти. Налоговая недоимка, образовавшаяся до апреля 1999 года, должна быть погашена к 31 декабря 1999 года.
19. Кроме того, для сокращения высокого уровня налоговой недоимки в экономике Правительство Российской Федерации активизирует работу, направленную на создание эффективных механизмов сбора налогов, начнет осуществлять арест собственности, будет инициировать при необходимости процедуры банкротства и применять санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, к руководителям предприятий, способствующим неуплате налогов, а также переориентирует программу проведения налоговых проверок на дела, имеющие наибольший потенциал мобилизации бюджетных доходов. До конца 1999 года Правительство Российской Федерации намерено взыскать в федеральный бюджет налоговые недоимки на сумму не менее 8 млрд. рублей за счет проведения налоговых проверок в отраслях, за исключением нефтяной и газовой. Правительство Российской Федерации проведет необходимую работу, направленную на повышение эффективности работы Федерального долгового центра, созданного в 1998 году для продажи арестованной собственности должников по налогам. Для этого будет принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее предоставление исключительного права Федеральному долговому центру реализовать арестованную собственность.
20. Правительство Российской Федерации будет поддерживать выполнение недавно принятых планов МНС России, направленных на расширение возможностей контроля исполнения налоговых обязательств теми налогоплательщиками, чья предпринимательская деятельность осуществляется в нескольких регионах, а также на основе принятия мер по повышению эффективности работы министерства. Правительство Российской Федерации намерено совершенствовать мониторинг и контроль за крупнейшими налогоплательщиками. В этих целях будут приняты меры для эффективного внедрения системы инспекций по работе с крупными налогоплательщиками на консолидированной основе, обеспечено комплектование штатов этих подразделений и выделение необходимых ресурсов. Кроме того, для существенного укрепления работы с крупнейшими налогоплательщиками специальные инспекции по работе с крупными налогоплательщиками будут обеспечены необходимыми финансовыми и людскими ресурсами, а также наделены необходимыми юридическими полномочиями для проведения своей работы, в том числе для контроля за выручкой, подачей налоговых деклараций и определения места уплаты налогов.
21. Осуществлены меры, направленные на повышение таможенных сборов. В целях увеличения охвата челночной торговли Правительство Российской Федерации ввело обязательную таможенную проверку всех импортеров, которые декларируют сумму таможенных платежей ниже установленного минимального значения за один килограмм груза. Кроме того, ликвидирована возможность беспошлинного импорта автомобилей за счет отмены льгот для ряда категорий граждан, осуществляющих таможенное оформление в Белоруссии. С целью сокращения потерь федерального бюджета Правительство Российской Федерации приняло постановление, расширяющее перечень беспошлинно импортируемых в Калининградскую область товаров, для которых будут установлены импортные квоты. Правительство Российской Федерации предпримет все зависящие от него усилия для того, чтобы до конца 1999 года был принят федеральный закон, отменяющий льготы по уплате акцизов и НДС для товаров, импортируемых в Калининградскую область.
22. В последние годы происходило сокращение доли федерального бюджета в доходах, получаемых от федеральных налогов, определенных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как доля федерального бюджета в общей сумме задолженности по уплате налогов резко возрастала. Правительство Российской Федерации предпримет ряд мер для решения данной проблемы. Начиная с 2001 года Правительство Российской Федерации при формировании бюджета будет отражать распределение федеральных налогов между федеральным и региональными бюджетами как статью расходов и станет осуществлять такое распределение через систему федерального казначейства. Далее, в рамках бюджета на 2001 год будут приняты меры по применению единой ставки распределения доходов от регулирующих федеральных налогов, чтобы сократить возможности регионов нарушать структуру распределения доходов и упростить процесс уплаты налогов.