1. В настоящем Заявлении определяются цели и меры экономической политики Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на 1999 год. Представленная в рамках заявления экономическая программа направлена на преодоление негативных экономических и социальных последствий кризиса, происшедшего в августе 1998 года, восстановление макроэкономической стабильности, создание основ долгосрочного экономического роста, внутренней и внешней финансовой устойчивости, а также полной интеграции России в мировую экономику.
2. Экономические реформы, проводившиеся с 1992 года, привели к ряду положительных результатов. Во-первых, либерализация цен и внешней торговли, а также приватизация предприятий содействовали формированию в России рыночной экономики. Кроме того, законодательная база Российской Федерации стала более адекватной требованиям современной экономики. Наконец, принятые меры по обеспечению макроэкономической стабилизации позволили преодолеть высокую инфляцию и поставить ее под контроль.
3. Однако, несмотря на достижения, Правительство Российской Федерации не смогло до конца решить фундаментальную проблему несбалансированности бюджета, которая явилась основной предпосылкой августовского финансового кризиса. Сокращение доходов федерального бюджета и особенно платежей в денежной форме привело к невозможности сохранения долгосрочной стабильности бюджета и макроэкономической ситуации. Несбалансированность бюджета в свою очередь привела к чрезмерному использованию внешних заимствований и обусловила высокую степень уязвимости российской экономики по отношению к изменениям на мировых товарных и финансовых рынках. Длительное отсутствие жестких бюджетных ограничений в экономике в целом содействовало быстрому распространению неплатежей, ограничивая возможности экономического роста и значительно усложняя сбор налогов в денежной форме.
4. Правительство Российской Федерации и Банк России признают, что одной из причин происшедшего кризиса является неполная реализация экономических программ в течение последних нескольких лет. В результате незавершенность в выполнении программ усугубила структурные проблемы экономики. Неспособность правительства обеспечить исполнение законодательно установленных обязательств по налоговым платежам в бюджет в денежной форме и платежную дисциплину в целом сыграла значительную роль в распространении проблемы неплатежей. Положительное воздействие от проведения реформ и результаты проведенной приватизации во многом не были реализованы из-за отсутствия информационной открытости и недоступности результатов реформ для широких слоев населения, что ослабило общественную поддержку экономических преобразований в целом.
5. Макроэкономическая политика, проводившаяся начиная с 1996 года, опиралась на использование фиксированного валютного курса в сочетании со значительными внешними заимствованиями и сопровождалась медленным продвижением по пути структурных преобразований и недостаточным ужесточением налогово-бюджетной политики и поэтому оказалась неспособной обеспечить финансовую устойчивость. Несмотря на то что такая экономическая политика на первом этапе позволила снизить темпы инфляции и сохранить низкую инфляцию до середины 1998 года, резкое сокращение мировых цен на основные товары российского экспорта, а также финансово-экономический кризис в Азии, начавшийся в середине 1997 года, в конечном итоге разрушили эту неустойчивую стабильность. 17 августа 1998 года, столкнувшись с сокращением валютных резервов, происшедшим несмотря на значительное повышение процентных ставок, Правительство Российской Федерации и Банк России объявили о проведении ряда чрезвычайных мер, в том числе о фактической девальвации рубля, реструктуризации обязательств по деноминированным в рублях государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и о введении моратория на срок 90 дней на платежи частного сектора по внешним долгам. Непосредственным результатом этих мер стала неплатежеспособность большинства коммерческих банков. Операции на межбанковском рынке практически прекратились, была парализована платежная система, что способствовало резкому сокращению производства. В результате падения валютного курса рубля резко увеличилась инфляция, достигнув в сентябре 38 процентов.
6. После августа 1998 года Правительство Российской Федерации и Банк России в целом проводили взвешенную финансовую политику, направленную на снижение инфляционного давления на цены и валютный курс, а также на восстановление доверия к экономической политике властей. В результате произошло резкое сокращение инфляции до 3 процентов в марте и апреле 1999 года, был остановлен спад промышленного производства. Кроме того, Правительство Российской Федерации разработало план реструктуризации банков, провело работу, направленную на придание экономической политике большей социальной ориентации, в том числе за счет обеспечения своевременной выплаты заработной платы, пенсий и погашения бюджетной задолженности. Тем не менее Правительство Российской Федерации и Банк России признают, что преодоление накопившихся экономических проблем, с которыми столкнулась Россия, требует разработки более глубокой экономической программы, направленной на решение фундаментальных бюджетных проблем и обеспечивающей реализацию широкомасштабных рыночных реформ, учитывающих увеличение их общественной поддержки.