1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Разработке федеральной целевой программы "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа) предшествовал всесторонний анализ санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки, сложившейся в Российской Федерации в 90-х годах.
В эти годы на территории России зафиксирован значительный рост заразных болезней человека и животных, в том числе опасных и особо опасных, завезенных из зарубежных стран. Так, за 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 11 случаев заболевания холерой, 125 случаев заболевания туляремией, 5 случаев группового заболевания сибирской язвой (пострадали 24 человека, 2 человека умерли). Ситуация с заболеваемостью опасными парентеральными вирусными гепатитами В и С характеризуется как эпидемия, поражающая ежегодно свыше 100 тыс. человек. Остается серьезной проблемой здравоохранения клещевой энцефалит, число больных которым стабильно растет. В 1997 году зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - 20921 человек, из которых 81 человек умер. В 1998 году площадь эпизоотий в природных очагах чумы возросла по сравнению с 1997 годом в 2,3 раза и составила 170 тыс. гектаров. В результате сокращения объема мероприятий по профилактике зооантропонозных и природно-очаговых инфекций экономический ущерб от них в 1997 году составил 87,7 млн. рублей. Значительно увеличилось количество заболеваний бешенством, малярией. Для локализации завезенных болезней и проведения мер, предотвращающих их распространение на территории страны, потребовались многомиллионные средства.
Указанное изменение санитарно-эпидемической обстановки в значительной мере было обусловлено прозрачностью государственных границ для мигрирующего населения и беженцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, возросшим импортом продовольствия, кормов для сельского хозяйства, а также резким сокращением финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Положение усугубилось также тем, что с начала 90-х годов во всем мире активизировались природные очаги особо опасных инфекций, появился ряд новых опасных болезней.
Существующая система защиты гражданского населения, личного состава войск и территории страны от возбудителей опасных и особо опасных инфекционных болезней (далее именуются - патогены) и опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) физических объектов окружающей среды (далее именуются - экопатогены), нуждается в значительной модернизации, так как для ее обеспечения используются созданные еще до 80-х годов средства индикации, диагностические и лечебно-профилактические препараты, дезинфектанты и биоциды, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Разработка же высокоэффективных диагностических и лечебно-профилактических средств нового поколения стала почти невозможной из-за крайне малых объемов финансирования научных исследований в важнейших для национальной безопасности областях, пришедшей в упадок материально-технической базы научно-исследовательских институтов, утечки умов, изобретений и технологий из России. Освоение новейших биотехнологий получения иммунобиологических препаратов, иммуномодуляторов, антибиотиков и других лекарственных средств против патогенов идет очень медленно, в том числе из-за несоответствия условий опытного и промышленного производства этой продукции Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94.
В то же время за рубежом в области молекулярной биологии, генетики, генной инженерии, иммунологии проводятся интенсивные фундаментальные и прикладные исследования, дающие глубокие знания о природе многих патогенов и экопатогенов. Результаты этих исследований сразу же становятся достоянием биотехнологических организаций, разрабатывающих новые диагностикумы, медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, лекарственные средства, дезинфектанты и биоциды.
Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по недопущению распространения оружия массового поражения, ряд зарубежных стран использует достижения в познании живой природы для получения в военных целях патогенов и экопатогенов, в том числе генетически измененных. Из-за отсутствия эффективного механизма контроля за выполнением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 год) и с учетом большой вероятности применения патогенов и экопатогенов террористическими и экстремистскими группировками практически все развитые страны мира имеют государственные программы по созданию и производству средств защиты гражданского населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов.
Таким образом, проблема биологической и экологической безопасности, которая, как правило, усугубляется при чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами, является одной из актуальных мировых проблем.
Для решения указанной проблемы в Российской Федерации по инициативе Российской академии наук и Российского акционерного общества "Биопрепарат" и во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 2728, 5961нс и от 14 июля 1997 года N 4921, 5059, поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 1997 года N ВЧ-П7-4498 разработана настоящая Программа. За основу для разработки Программы были взяты Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О ветеринарии", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300.
В Программе предусматривается выполнение большого объема научных исследований и разработок, развитие новейших технологий и производственной базы биотехнологической промышленности, в результате чего организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смогут оснащаться новыми эффективными средствами защиты от патогенов и экопатогенов. Особое внимание будет уделено средствам защиты от неэндемичных для России патогенов и экопатогенов, которые при попадании на ее территорию могут вызвать крупные вспышки неуправляемых инфекционных болезней, порчу запасов продовольствия, сельскохозяйственной продукции, иных объектов среды обитания.
К выполнению Программы привлекаются специализированные научно-исследовательские институты и организации биотехнологического профиля, не только имеющие большой опыт и условия безопасной работы с патогенами и экопатогенами, но и длительное время разрабатывающие средства защиты от патогенов и экопатогенов.