Не вступил в силу

Соглашение о Концепции военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (не действует для Российской Федерации)

Приложение
к Соглашению о Концепции
военной безопасности
от 9 октября 1992 года



КОНЦЕПЦИЯ
военной безопасности государств - участников
Содружества Независимых Государств



Концепция военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Концепция военной безопасности) представляет собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств - его членов от внешних угроз, обеспечение независимости, их территориальной целостности и политической стабильности.

Концепция военной безопасности включает в себя основы военной политики, коллективной обороны государств - участников Содружества, в том числе и основные принципы их ядерной политики - строительства и развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества. Она отражает общность интернациональных военно-политических целей и основывается на принципиальных положениях документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и основополагающих установках их национальных военных доктрин.

Государства - участники Содружества считают военную безопасность Содружества и каждого его участника одной из главных политических целей. Недопущение войны рассматривается в качестве основного средства достижения этой цели. Они видят в лице всех государств мирового сообщества партнеров и строят свои отношения на общепризнанных принципах и нормах международного права, дружбы и сотрудничества. Государства - участники Содружества в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.

1. Основы военной политики государств - участников Содружества Независимых Государств


Военная политика Содружества Независимых Государств - основная часть общей политики государств - участников Содружества. Она основывается на положениях Соглашений о создании Содружества  Независимых Государств от 8 и 21 декабря 1991 года и принципиальных установках других документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и определяет основные цели и направления подготовки и применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества для защиты суверенитета и территориальной целостности государств-участников Содружества.

Основные факторы, определяющие военную политику СНГ

Военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер и характеризуется спадом международной напряженности и вместе с тем определенной сложностью и противоречивостью. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Внешнеполитические факторы. Мир вступил в период перехода от военного противостояния, двухполярной структуры "Запад-Восток" к демилитаризации и новым международным отношениям, к новому глобальному сообществу, которые открывают большие возможности для конструктивного международного сотрудничества, отказа от применения силы и урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими методами.

Состояние "холодной войны" в отношениях между Востоком и Западом уступает место конструктивному диалогу и сотрудничеству. Получил дальнейшее развитие переговорный процесс в области сокращения и ограничения ядерных и других видов оружия массового поражения, обычных вооруженных сил и вооружений, а также по мерам укрепления доверия, безопасности и сотрудничеству.

Все это, а также всеобщая заинтересованность в устранении угрозы войны, укреплении взаимного доверия и создании надежных механизмов глобальной, европейской и национальной безопасности вызывают необходимость коренного пересмотра военной политики государств, разработки новых военных концепций и, в конечном итоге, разработки и принятия новых военных доктрин.

Официальный отказ западных держав от военно-политической конфронтации с государствами - участниками СНГ их готовность строить отношения на основе диалога, доверия, сотрудничества, признание того, что войны уже не может служить средством достижения политических целей для военной политики государств Содружества имеют принципиальное значение.

В складывающейся новой системе международных отношений СНГ имеет все основания занять весомое место в мировом сообществе и разделить коллективную ответственность за международную безопасность. Осуществляя радикальные реформы государства - участники СНГ оказывают и будут оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в системе международных отношений.

Однако в настоящее время нельзя полностью исключить возможных попыток со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, проводя при этом политику с позиции силы.

Внутриполитические факторы. Наличие зон военных конфликтов, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, неоднозначность трактовки принадлежности некоторой части имущества бывшего Союза ССР, в том числе и военного, неопределенность статуса некоторых войск, находящихся под юрисдикцией России и временно дислоцирующихся на территориях других государств Содружества, а также появление многих неконституированных вооруженных формирований отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку в этих государствах и являются главной причиной нестабильности.

Такая неустойчивость ситуации в некоторых суверенных государствах, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, значительно осложняется экономическим кризисом и неразрешенностью многих серьезных социально-этнических проблем, а это, при определенных обстоятельствах, может привести к тому, что внутренняя нестабильность в одних государствах - участниках Содружества становится источником нарушения безопасности для других государств.

Сохраняется значительный риск возникновения различного рода кризисов в непосредственной близости от внешних границ государств-участников Содружества.

В этой связи при определении политики в области военной безопасности государства - участники Содружества, отвергая устаревшие представления о всемогуществе военной силы, не связывая свое будущее военным решением международных проблем, исходят их следующего:

угроза возникновения мировой войны с применением ядерного оружия в настоящее время является маловероятной;

приобрела устойчивый характер тенденция к снижению вероятности возникновения крупномасштабной обычной войны;

сохраняется достаточно высокая опасность возникновения различных военных и иных конфликтов и на их базе локальных войн;

существует потенциальная опасность поддержки извне сил, действия которых могут быть направлены на подрыв сплоченности СНГ;

сохраняется опасность распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, а также средств его доставки, актов международного терроризма, прежде всего связанных с торговлей оружием и наркотиками, что может послужить причиной вооруженных конфликтов;

определенную угрозу для коллективной безопасности представляет нерешенность внутренних проблем, политическая и социальная нестабильность в некоторых государствах Содружества. Эта опасность может значительно усугубляться вероятностью вмешательства извне во внутренние дела государств - участников Содружества.

В качестве главных источников потенциальной военной опасности государства-участники Содружества рассматривают нестабильность социально-экономической и военно-политической обстановки в ряде регионов, наличие мощных военных потенциалов некоторых государств, превышающих потребности обороны, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения.

Нестабильность военно-политической ситуации очевидно в течение ближайших лет сохранится. Развернутые в мирное время в непосредственной близости от внешних границ Содружества мощные боевые группировки стратегических наступательных вооружений, сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил определенных и других государств скорее всего будут сокращаться незначительно и по-прежнему представлять главную потенциальную военную угрозу безопасности Содружества.

Таким образом, в ближайшей перспективе вряд ли будет окончательно устранена военная опасность для Содружества. При любом, прежде всего нежелательном, варианте развития военно-политической обстановки, перед государствами - участниками Содружества встает актуальный вопрос об обеспечении их военной безопасностью.