Не вступил в силу

     

СОГЛАШЕНИЕ
о Концепции военной безопасности государств - участников
 Содружества Независимых Государств

____________________________________________________________________

Ратифицировали:

Республика Узбекистан          - 9 декабря 1992 года;

Республика Таджикистан        - 26 июня 1993 года (ратификационная грамота депонирована 21 ноября 1994 года).

____________________________________________________________________     


Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем "государства - участники",

руководствуясь Соглашением о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 года, и основываясь на других ранее принятых документах Содружества по военным вопросам,

понимая необходимость выработки, закрепления и реализации согласованных подходов и общих для всех государств - участников Содружества основных принципов военной политики, проводимой в интересах обеспечения обороны каждого государства - участника Содружества Независимых Государств,

учитывая конституционные положения военной политики государств-участников,

согласились о нижеследующем:

Статья 1


Принять Концепцию военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемую в дальнейшем "Концепция военной безопасности" (прилагается). Данная Концепция является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 2


Государства-участники обязуются не предпринимать односторонних действий, нарушающих положения Концепции военной безопасности.

При проведении военной политики, разработке и принятии законодательных актов по вопросам обороны, в том числе и формулированию национальных военных доктрин, государства-участники будут учитывать основные положения указанной Концепции.

Статья 3


Вопросы связанные с применением настоящего Соглашения, при необходимости, будут разрешаться компетентными органами государств - частников и Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества в духе дружбы, уважения и взаимопонимания.

Изменения в Концепцию военной безопасности могут вноситься лишь при согласии всех государств-участников.

Статья 4


Каждое из государств-участников имеет право выйти из Соглашения.

Государство-участник, намеревающийся выйти из Соглашения, уведомляет в письменной форме государство депозитария и все другие государства - участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление направляется не позднее чем за один год до предполагаемого выхода из настоящего Соглашения.

Статья 5


Настоящее Соглашение вступает в силу для каждого из государств-участников с момента его ратификации в соответствии с конституционной процедурой каждого из государств - участников.

Совершено в городе Бишкеке 9 октября 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

____________________________________________________________________

Вступило в силу для государств:

Республика Узбекистан               - 9 декабря 1992 года;

Республика Таджикистан             - 26 июня 1993 года.

____________________________________________________________________       

За Азербайджанскую Республику

За Республику Армения
(подпись)

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан
(подпись)

За Республику Кыргызстан
(подпись)

За Республику Молдова

За Российскую Федерацию
(подпись)

За Республику Таджикистан
(подпись)

За Туркменистан

За Республику Узбекистан
(подпись)

За Украину

     

Приложение
к Соглашению о Концепции
военной безопасности
от 9 октября 1992 года



КОНЦЕПЦИЯ
военной безопасности государств - участников
Содружества Независимых Государств



Концепция военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Концепция военной безопасности) представляет собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств - его членов от внешних угроз, обеспечение независимости, их территориальной целостности и политической стабильности.

Концепция военной безопасности включает в себя основы военной политики, коллективной обороны государств - участников Содружества, в том числе и основные принципы их ядерной политики - строительства и развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества. Она отражает общность интернациональных военно-политических целей и основывается на принципиальных положениях документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и основополагающих установках их национальных военных доктрин.

Государства - участники Содружества считают военную безопасность Содружества и каждого его участника одной из главных политических целей. Недопущение войны рассматривается в качестве основного средства достижения этой цели. Они видят в лице всех государств мирового сообщества партнеров и строят свои отношения на общепризнанных принципах и нормах международного права, дружбы и сотрудничества. Государства - участники Содружества в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.

1. Основы военной политики государств - участников Содружества Независимых Государств


Военная политика Содружества Независимых Государств - основная часть общей политики государств - участников Содружества. Она основывается на положениях Соглашений о создании Содружества  Независимых Государств от 8 и 21 декабря 1991 года и принципиальных установках других документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и определяет основные цели и направления подготовки и применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества для защиты суверенитета и территориальной целостности государств-участников Содружества.

Основные факторы, определяющие военную политику СНГ

Военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер и характеризуется спадом международной напряженности и вместе с тем определенной сложностью и противоречивостью. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Внешнеполитические факторы. Мир вступил в период перехода от военного противостояния, двухполярной структуры "Запад-Восток" к демилитаризации и новым международным отношениям, к новому глобальному сообществу, которые открывают большие возможности для конструктивного международного сотрудничества, отказа от применения силы и урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими методами.

Состояние "холодной войны" в отношениях между Востоком и Западом уступает место конструктивному диалогу и сотрудничеству. Получил дальнейшее развитие переговорный процесс в области сокращения и ограничения ядерных и других видов оружия массового поражения, обычных вооруженных сил и вооружений, а также по мерам укрепления доверия, безопасности и сотрудничеству.

Все это, а также всеобщая заинтересованность в устранении угрозы войны, укреплении взаимного доверия и создании надежных механизмов глобальной, европейской и национальной безопасности вызывают необходимость коренного пересмотра военной политики государств, разработки новых военных концепций и, в конечном итоге, разработки и принятия новых военных доктрин.

Официальный отказ западных держав от военно-политической конфронтации с государствами - участниками СНГ их готовность строить отношения на основе диалога, доверия, сотрудничества, признание того, что войны уже не может служить средством достижения политических целей для военной политики государств Содружества имеют принципиальное значение.

В складывающейся новой системе международных отношений СНГ имеет все основания занять весомое место в мировом сообществе и разделить коллективную ответственность за международную безопасность. Осуществляя радикальные реформы государства - участники СНГ оказывают и будут оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в системе международных отношений.

Однако в настоящее время нельзя полностью исключить возможных попыток со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, проводя при этом политику с позиции силы.

Внутриполитические факторы. Наличие зон военных конфликтов, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, неоднозначность трактовки принадлежности некоторой части имущества бывшего Союза ССР, в том числе и военного, неопределенность статуса некоторых войск, находящихся под юрисдикцией России и временно дислоцирующихся на территориях других государств Содружества, а также появление многих неконституированных вооруженных формирований отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку в этих государствах и являются главной причиной нестабильности.

Такая неустойчивость ситуации в некоторых суверенных государствах, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, значительно осложняется экономическим кризисом и неразрешенностью многих серьезных социально-этнических проблем, а это, при определенных обстоятельствах, может привести к тому, что внутренняя нестабильность в одних государствах - участниках Содружества становится источником нарушения безопасности для других государств.

Сохраняется значительный риск возникновения различного рода кризисов в непосредственной близости от внешних границ государств-участников Содружества.

В этой связи при определении политики в области военной безопасности государства - участники Содружества, отвергая устаревшие представления о всемогуществе военной силы, не связывая свое будущее военным решением международных проблем, исходят их следующего:

угроза возникновения мировой войны с применением ядерного оружия в настоящее время является маловероятной;

приобрела устойчивый характер тенденция к снижению вероятности возникновения крупномасштабной обычной войны;

сохраняется достаточно высокая опасность возникновения различных военных и иных конфликтов и на их базе локальных войн;

существует потенциальная опасность поддержки извне сил, действия которых могут быть направлены на подрыв сплоченности СНГ;

сохраняется опасность распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, а также средств его доставки, актов международного терроризма, прежде всего связанных с торговлей оружием и наркотиками, что может послужить причиной вооруженных конфликтов;

определенную угрозу для коллективной безопасности представляет нерешенность внутренних проблем, политическая и социальная нестабильность в некоторых государствах Содружества. Эта опасность может значительно усугубляться вероятностью вмешательства извне во внутренние дела государств - участников Содружества.

В качестве главных источников потенциальной военной опасности государства-участники Содружества рассматривают нестабильность социально-экономической и военно-политической обстановки в ряде регионов, наличие мощных военных потенциалов некоторых государств, превышающих потребности обороны, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения.

Нестабильность военно-политической ситуации очевидно в течение ближайших лет сохранится. Развернутые в мирное время в непосредственной близости от внешних границ Содружества мощные боевые группировки стратегических наступательных вооружений, сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил определенных и других государств скорее всего будут сокращаться незначительно и по-прежнему представлять главную потенциальную военную угрозу безопасности Содружества.

Таким образом, в ближайшей перспективе вряд ли будет окончательно устранена военная опасность для Содружества. При любом, прежде всего нежелательном, варианте развития военно-политической обстановки, перед государствами - участниками Содружества встает актуальный вопрос об обеспечении их военной безопасностью.

Цели и взаимные обязательства государств - участников
Содружества в области обеспечения военной безопасности


Государства - участников Содружества объединяет не только историческая общность их народов, экономическая и политическая взаимозависимость, единое экономическое пространство, но и совпадающие по целям оборонительные задачи, единое военное наследие и сохраняющееся единое военно-стратегическое пространство всех государств - участников Содружества.

Главная цель военной политики - обеспечение гарантированной защиты всех государств - участников Содружества Независимых Государств от внешних военных угроз и возможной агрессии.

В мирное время военная политика, как часть внешней и внутренней политики государств - участников Содружества, направляет свои усилия на обеспечение поэтапного снижения (ограничения) военных угроз и упрочнения стабильности в Содружестве Независимых Государств и в мире, на принятие мер по предупреждению возникновения межгосударственных и гражданских войн, по повышению доверия и открытости в военной области. При достижении указанных целей военная политика государств - участников Содружества исходит из необходимости урегулирования спорных проблем, международных кризисов, региональных и межгосударственных локальных военных конфликтов исключительно мирными, согласительными средствами, исключает из межгосударственной практики все формы дискриминации, экономические или любые другие методы давления. Она всячески способствует осуществлению эффективных мер борьбы с международным и внутренним терроризмом, обеспечению прав человека.

В военное время военная политика обеспечивает отражение агрессии извне и нанесение агрессору при защите свободы, суверенитета и территориальной целостности государств Содружества такого ущерба, который бы вынудил его прекратить военные действия.

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников Содружества, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники Содружества будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Как следует из изложенного, военно-политические цели государств - участников Содружества являются сугубо оборонительными по своему характеру, направлены на предотвращение агрессии, а в случае ее развязывания, на пресечение агрессии всеми имеющимися силами и средствами в целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.

Принципы военной безопасности


Главной задачей военной политики в мирное время является предотвращение войны и укрепление международной безопасности. Государства - участники Содружества намерены развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципа равноправия и отвергают применение военной силы или угрозы силой как способа достижения политических, экономических и других целей. Они уделяют приоритетное внимание преодолению кризисных ситуаций, учитывая, что в современных условиях любой вооруженный локальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям на только для вовлеченных в него стран, но и для государств Содружества, всего окружающего мира.

Государства - участники Содружества:

взаимно полны решимости соблюдать принятые декларации о суверенитете и акты о независимости;

никогда, ни при каких обстоятельствах не начнут первыми военные действия против какого-либо государства, если сами не станут объектами агрессии, вооруженного нападения;

подтверждают обязательство о неприменении ядерного или любого другого оружия массового поражения первыми;

будут прилагать усилия к нераспространению ядерного оружия, других видов оружия массового поражения, а также средств их доставки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»